МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск МАОУ "СОШ № 5 с УИОП" РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от 04.09.2023 г. №1 Руководитель ШМО _______/Медведева Е.Ю./ СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР ________/Е.Л.Титова « 05» сентября 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ «СОШ № 5 с УИОП» ___________М.П.Ковалева « 15 » сентября 2023 г. № ____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Черчение» для обучающихся 8 классов Составитель Безгодова С.С. Первоуральск 2023 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составленав соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основанииавторской программы по курсу черчения для образовательных учреждений и обеспечивает обязательный минимум содержания образования по технологии (раздел «Черчение и графика» согласно приказу министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников основной школы по разделу «Черчение и графика» обязательной области «Технология»). В связи с тем, что большое количество учащихся по окончании основной школы продолжают свое обучение в учебных заведениях технической направленности и имеется заказ со стороны родителей учеников 8 класса, из части, формируемой участниками образовательных отношений в 8 классе отводится 35 часов на изучение предмета «Черчение», т.е. 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета«Черчение» В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности обучающихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников. Личностные результаты изучения черчения подразумевают: - формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического творчества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - накопление опыта графической деятельности; - формирование творческого отношения к проблемам; - развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности; - гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; - подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Метапредметными результатамиосвоения учащимися программы «Черчение» являются: Регулятивные УУД: 4 - формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - уметь планировать пути достижения намеченных целей; - уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; - уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета; - формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления; - уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях. Познавательные УУД: - формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; - самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства; - самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: - уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; - уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; 5 - вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; - овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты: в познавательной сфере: Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование, конструирование; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; - приемы работы с чертежными инструментами - правила выполнения чертежей; - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; - принципы построения наглядных изображений; - анализировать графический состав изображений; - проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; -приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека; - пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой; -выражать средствами графики идеи, намерения, проекты. в мотивационной сфере: - формирование представлений о мире профессий; - согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности; в коммуникативной сфере: - владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации - установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта - сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; - адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; высказываний; - практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; 6 определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; в физиолого-психологической сфере: - развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций при моделировании; - соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований; - сочетание образного и логического и пространственного мышления в чертёжной деятельности. Выпускник научится: - выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД; - рационально использовать чертежные инструменты; - основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости; - понимать способы построения несложных аксонометрических изображений; - осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; - выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием; - приемам основных геометрических построений; - основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение; - основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов - основным правилам условности изображения и обозначения резьбы; - основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел; - применять методы вспомогательных секущих плоскостей; - узнавать на изображениях соединение деталей; - характеризовать особенности выполнения строительных чертежей; - пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; - анализировать графический состав изображений; - читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов; - выбирать необходимое число видов на чертежах; - применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; - выполнять необходимые разрезы; - правильно определять необходимое число изображений; - выполнять чертежи резьбовых соединений деталей; - читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей; 7 - применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); - читать несложные строительные чертежи. В результате обучения учащийся 8 класса: - владеет приёмами работы с чертёжными инструментами; - выполняет простейшие геометрические построениями; - владеет основными сведениями о ЕСКД; - умеет выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера; - владеет правилами выполнения чертежей,приёмами чтения чертежей; - выбирает главный вид, определяет необходимое и достаточное число видов на чертежах и правильно располагать их на формате; - знает и применяет основы прямоугольного проецирования на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции; -владеет принципами построения наглядных изображений; - выполняет геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей; - читает и выполняет чертежи и наглядные изображения несложных предметов; - наносит размеры с учётом формы предмета; - применяет графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; - читает и выполняет эскизы несложных предметов; - проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; - выполнят необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей; - применят разрезы в аксонометрических проекциях: - различает типы разъемных и неразъемных соединений; - изображает резьбу на стержне и в отверстии, понимает условные изображения и обозначения резьбы на чертежах, читает обозначение метрической резьбы; - выполняет несложные сборочные чертежи, пользуется ЕСКД и справочной литературой; - выполняет чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений; - читаети деталирует чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из 3-6 деталей; - читает несложные архитектурно-строительные чертежи; - выполняет несложные строительные чертежи; - ориентируется на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов; 8 - знаком информационными технологиями в производстве, конструировании и моделировании, перспективными технологиями; -анализируют форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам; - осуществляют несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; - читает и выполняет виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов; - анализирует графический состав изображений; - читает и выполняет наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; - проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; - приводит примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека; - подробно ознакомиться с историей развития чертежа и вкладом выдающихся русских изобретателей и инженеров в развитие чертежа; - навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера (справочный материал, схема и техинструкция и т. д.); - знаком с профессиями и специальностями (чертёжник, архитектор, топограф, картограф и др.); - умеет соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека (апробация профессиональных знаний и умений в рамках тематического урока). 2. Содержание учебного предмета «Черчение». 1. Введение(2 ч) Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории чертежа. Современные технологии выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Графическая работа №1«Линии чертежа». 2. Метод проецирования и графические способы построения изображений (8 ч) Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух, и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекции. Применение методов ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Правила оформления чертежа (форматы, основная надпись на чертеже, нанесение размеров, масштабы). Аксонометрические проекции. Прямоугольная 9 изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок. Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали». Графическая работа №3 «Построение трех видов детали по ее наглядному изображению». 3. Чтение и выполнение чертежей (8 ч). Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений(деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения) Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным» Графическая работа №6 «Выполнение чертежа детали с сопряжениями» 4. Сечения и разрезы (8 ч). Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции. Графическая работа №7 «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями». Графическая работа №8 «Выполнение разреза в аксонометрии». Графическая работа № 9«Чтение чертежей». 5. Сборочные чертежи (8 ч). Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочный чертеж. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов сборочных единиц. Графическая работа №10 «Резьбовое соединение». Графическая работа№11 «Задания на конструирование». 10 6. Чтение строительных чертежей (1ч). Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах.Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п Название раздела 1 2 Введение Раздел 1. Метод проецирования и графические способы построения изображений Нанесение размеров. Масштаб Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали» Понятие о проецировании. Виды проецирования. Выбор главного вида Проецирование предмета на две плоскости проекций Проецирование предмета на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. Местные виды Графическая работа №3 «Построение трех видов детали по ее наглядному изображению» Аксонометрические проекции. Окружность в изометрии Технический рисунок Раздел 2. Чтение и выполнение чертежей Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Развертки поверхностей геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида по двум заданным. Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». Порядок построения изображений на чертежах Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным». Геометрические построения: деление окружностей, отрезков прямых и углов на равные части. Сопряжения Графическая работа №6 «Выполнение чертежа детали с сопряжениями». Эскизы. Выполнение с натуры эскиза детали Раздел 3. Сечения и разрезы Сечения. Правила выполнения сечений 3. 4. 11 Количест во часов 2 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 5. 6. Графическая работа №7 «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями» Разрезы. Отличия разреза от сечения. Правила выполнения разрезов Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Разрезы в аксонометрической проекции Тонкие стенки и спицы на разрезе Графическая работа №8 «Выполнение разреза в аксонометрии» Выбор количества изображений. Чтение чертежей Графическая работа № 9«Чтение чертежей» Раздел 4. Сборочные чертежи. Общие сведения о соединении деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Изображение и обозначение резьбы. Болтовые и шпилечные соединения Графическая работа №10 «Резьбовое соединение» Шпоночное и штифтовое соединения Сборочные чертежи. Чтение сборочных чертежей Условности и упрощения на сборочных чертежах Деталирование. Графическая работа №11 «Задания на конструирование» Раздел 5. Чтение строительных чертежей Строительные чертежи Итого: 12 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 35