Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

рабочая программа черчение 8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 5 с УИОП"
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 04.09.2023 г.
№1
Руководитель ШМО
_______/Медведева Е.Ю./

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
________/Е.Л.Титова
« 05» сентября 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ «СОШ № 5 с УИОП»
___________М.П.Ковалева
« 15 » сентября 2023 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 8 классов

Составитель Безгодова С.С.

Первоуральск 2023

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составленав соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования на основанииавторской программы по курсу черчения для
образовательных учреждений и обеспечивает обязательный минимум
содержания образования по технологии (раздел «Черчение и графика» согласно
приказу министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» определен обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников
основной школы по разделу «Черчение и графика» обязательной области
«Технология»).
В связи с тем, что большое количество учащихся по окончании основной
школы продолжают свое обучение в учебных заведениях технической
направленности и имеется заказ со стороны родителей учеников 8 класса, из
части, формируемой участниками образовательных отношений в 8 классе
отводится 35 часов на изучение предмета «Черчение», т.е. 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета«Черчение»
В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС)
основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и
планируемые результаты учебной деятельности обучающихся. Главный акцент
необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения черчения подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах
технического творчества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- накопление опыта графической деятельности;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного мышления и освоение способов творческого
самовыражения личности;
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
Метапредметными результатамиосвоения учащимися программы
«Черчение» являются:
Регулятивные УУД:
4

- формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
- уметь планировать пути достижения намеченных целей;
- уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
- уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности
выполнения учебной задачи;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
- владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
- формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и
внеучебных ситуациях.
Познавательные УУД:
- формировать и развивать компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,
самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в
различных ситуациях;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений;
- уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или
прослушанному тексту;
5

- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть
монологической и диалогической формами речи;
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
Использование
для
познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование,
конструирование;
овладение
адекватными
способами
решения
теоретических
и
экспериментальных задач;
- приемы работы с чертежными инструментами
- правила выполнения чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными
пособиями, справочной литературой;
-выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
в мотивационной сфере:
- формирование представлений о мире профессий;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности;
в коммуникативной сфере:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением
выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей
позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;
высказываний;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать
свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с
другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
6

определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными
инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные
карандаши), достижение необходимой точности движений при выполнении
различных технологических операций при моделировании;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с
учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического и пространственного мышления в
чертёжной деятельности.
Выпускник научится:
- выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости;
- понимать способы построения несложных аксонометрических изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием;
- приемам основных геометрических построений;
- основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их
назначение;
- основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов
- основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
- основным способам построения развёрток преобразованных геометрических
тел;
- применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
- узнавать на изображениях соединение деталей;
- характеризовать особенности выполнения строительных чертежей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой
и учебником.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием;
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
7

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием
(в том числе с элементами конструирования);
- читать несложные строительные чертежи.
В результате обучения учащийся 8 класса:
- владеет приёмами работы с чертёжными инструментами;
- выполняет простейшие геометрические построениями;
- владеет основными сведениями о ЕСКД;
- умеет выбирать инструменты, приспособления и оборудование для
выполнения работ, находить необходимую информацию в различных
источниках, в том числе с использованием компьютера;
- владеет правилами выполнения чертежей,приёмами чтения чертежей;
- выбирает главный вид, определяет необходимое и достаточное число видов на
чертежах и правильно располагать их на формате;
- знает и применяет основы прямоугольного проецирования на три взаимно
перпендикулярные плоскости проекции;
-владеет принципами построения наглядных изображений;
- выполняет геометрические построения, необходимые при выполнении
чертежей;
- читает и выполняет
чертежи и наглядные изображения несложных
предметов;
- наносит размеры с учётом формы предмета;
- применяет графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием;
- читает и выполняет эскизы несложных предметов;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
- выполнят необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах
несложных моделей и деталей;
- применят разрезы в аксонометрических проекциях:
- различает типы разъемных и неразъемных соединений;
- изображает
резьбу на стержне и в отверстии, понимает условные
изображения и обозначения резьбы на чертежах, читает обозначение
метрической резьбы;
- выполняет несложные сборочные чертежи, пользуется ЕСКД и справочной
литературой;
- выполняет чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их
соединений;
- читаети деталирует чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из 3-6
деталей;
- читает несложные архитектурно-строительные чертежи;
- выполняет несложные строительные чертежи;
- ориентируется на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и
других объектов;
8

- знаком информационными технологиями в производстве, конструировании и
моделировании, перспективными технологиями;
-анализируют форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и
простейшим разверткам;
- осуществляют несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей;
- читает и выполняет виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов;
- анализирует графический состав изображений;
- читает и выполняет наглядные изображения, аксонометрические проекции,
технические рисунки и наброски;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
- приводит
примеры использования графики в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека;
- подробно ознакомиться с историей развития чертежа и вкладом выдающихся
русских изобретателей и инженеров в развитие чертежа;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической
документации, измерения параметров технологического процесса; выбора,
проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии
с использованием компьютера (справочный материал, схема и техинструкция и
т. д.);
- знаком с профессиями и специальностями (чертёжник, архитектор, топограф,
картограф и др.);
- умеет соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми
различными массовыми профессиями к личным качествам человека (апробация
профессиональных знаний и умений в рамках тематического урока).
2. Содержание учебного предмета «Черчение».
1. Введение(2 ч)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире.
Чертеж как основной графический документ. Из истории чертежа.
Современные
технологии
выполнения
чертежей.
Инструменты,
принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего
места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа.
Графическая работа №1«Линии чертежа».
2. Метод проецирования и графические способы построения изображений
(8 ч)
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное)
проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух, и трех
взаимно перпендикулярных плоскостях проекции. Применение методов
ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды.
Правила оформления чертежа (форматы, основная надпись на чертеже,
нанесение размеров, масштабы). Аксонометрические проекции. Прямоугольная
9

изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной проекции
плоских и объемных фигур. Технический рисунок.
Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали».
Графическая работа №3 «Построение трех видов детали по ее наглядному
изображению».
3. Чтение и выполнение чертежей (8 ч).
Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ
геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на
основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней и
поверхностей тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого
и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного изображения и
масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы
предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических
построений(деление отрезков, углов, окружностей на равные части,
сопряжения)
Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным»
Графическая работа №6 «Выполнение чертежа детали с сопряжениями»
4. Сечения и разрезы (8 ч).
Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила
выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Графическое обозначение материалов на чертежах
Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные).
Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные
разрезы. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции.
Графическая работа №7 «Выполнение чертежа детали с необходимыми
сечениями».
Графическая работа №8 «Выполнение разреза в аксонометрии».
Графическая работа № 9«Чтение чертежей».
5. Сборочные чертежи (8 ч).
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение
резьбовых соединений.Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочный чертеж. Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка
сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших
сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. Элементы
конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов
сборочных единиц.
Графическая работа №10 «Резьбовое соединение».
Графическая работа№11 «Задания на конструирование».
10

6. Чтение строительных чертежей (1ч).
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия
строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы.
Масштабы. Размеры на строительных чертежах.Условные изображения
дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№ п/п

Название раздела

1
2

Введение
Раздел 1. Метод проецирования и графические
способы построения изображений
Нанесение размеров. Масштаб
Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали»
Понятие о проецировании. Виды проецирования.
Выбор главного вида
Проецирование предмета на две плоскости проекций
Проецирование предмета на три плоскости проекций.
Расположение видов на чертеже. Местные виды
Графическая работа №3 «Построение трех видов
детали по ее наглядному изображению»
Аксонометрические
проекции.
Окружность
в
изометрии
Технический рисунок
Раздел 2. Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предметов. Проекции
геометрических
тел.
Развертки
поверхностей
геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Построение третьего вида по двум заданным.
Графическая
работа
№4
«Чертежи
и
аксонометрические проекции предметов».
Порядок построения изображений на чертежах
Графическая работа №5 «Построение третьего вида по
двум данным».
Геометрические построения: деление окружностей,
отрезков прямых и углов на равные части. Сопряжения
Графическая работа №6 «Выполнение чертежа детали с
сопряжениями».
Эскизы. Выполнение с натуры эскиза детали
Раздел 3. Сечения и разрезы
Сечения. Правила выполнения сечений

3.

4.

11

Количест
во часов
2
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1

1
1
1
1
1
1
1
8
1

5.

6.

Графическая работа №7 «Выполнение чертежа детали с
необходимыми сечениями»
Разрезы. Отличия разреза от сечения. Правила
выполнения разрезов
Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Разрезы
в аксонометрической проекции
Тонкие стенки и спицы на разрезе
Графическая работа №8 «Выполнение разреза в
аксонометрии»
Выбор количества изображений. Чтение чертежей
Графическая работа № 9«Чтение чертежей»
Раздел 4. Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединении деталей. Разъемные и
неразъемные соединения. Изображение и обозначение
резьбы.
Болтовые и шпилечные соединения
Графическая работа №10 «Резьбовое соединение»
Шпоночное и штифтовое соединения
Сборочные чертежи. Чтение сборочных чертежей
Условности и упрощения на сборочных чертежах
Деталирование.
Графическая
работа
№11
«Задания
на
конструирование»
Раздел 5. Чтение строительных чертежей
Строительные чертежи
Итого:

12

1
1
1
1
1
1
1
8
1

1
1
1
1
1
1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».