МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск МАОУ "СОШ № 5 с УИОП" РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от 04.09.2023 г. №1 Руководитель ШМО _______/Виноградова И.А./ СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР ________/Е.Л.Титова « 05» сентября 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ «СОШ № 5 с УИОП» ___________М.П.Ковалева « 15 » сентября 2023 г. № ____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Квадратные уравнения и неравенства» для обучающихся 8 классов Составитель Бадретдинова И.Т. Первоуральск 2023 1.Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена для учащихся 8 классов и предназначена для её использования в вариативной части школьного компонента базисного учебного плана общеобразовательного учреждения. Программа составлена на основе программы, разработанной авторами-составителями А.Ф. Клеймёновым и А.Е. Шнейдером в соответствии с программой: Математика (комплект программ по алгебре, 7-11 кл., геометрии, 10-11 кл. и математике, 5-6 кл.) (школьный компонент базисного учебного плана). – Екатеринбург: ИРРО, 2008 Содержание материала соответствует примерной государственной программе для общеобразовательных учреждений, а в отдельной её части – примерной государственной программе для школ с углублённым изучением математики. Программа максимально приближена по содержанию и методике к обычному школьному учебнику. Программа состоит из достаточно крупных и изолированных блоков, что даёт возможность учителю варьировать структуру изложения материала, менять при необходимости местами различные разделы, стимулировать творческую инициативу. Учебно-методический комплекс: 1 2 3 Алгебра: учеб. Для учащихся 8 кл. с углубл. изучением математики/Н.Я. Виленкин, А.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло и др. – М.: Просвещение, 2005 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Доп. главы к шк. учебн. 8 кл.: Учебное пособие для учащихся шк. и классов с углублённым изучением математики. – М.: Просвещение, 2005 Ткачёва М.В. Элементы статистики и вероятность: учеб. Пособие для 7-9 классов общеобр. учреждений. – М.: Просвещение, 2005 Курс рассчитан на 34 часа, один урок в неделю. Цели обучения курсу: - усвоение, углубление и расширение математических знаний, - интеллектуальное творческое развитие обучающихся; - развитие устойчивого интереса к предмету; - приобщение к истории математики как части общечеловеческой культуры; - развитие информационной культуры. Задачи обучения: 1 Обеспечение достаточно прочной базовой математической подготовки, необходимой для продуктивной деятельности в современном информационном мире. 2 Овладение определённым уровнем математической и информационной культуры. При необходимости программа может быть использована для подготовки к олимпиадам, ОГЭ. При проведении уроков данного курса основными остаются традиционные методы. Необходимо по возможности использовать деловые игры, лекции. Желательно включать в процесс обучения сведения из истории, занимательные математические задачи, привлекая интернет-ресурсы, создание презентаций учащимися, подготовку сообщений или докладов. Отметка по данному курсу не является обязательной по системе: зачёт-незачёт 2.Содержание программы Элементы теории вероятностей и анализ данных. Случайные события. Достоверные и невозможные события. Равновероятные события. Частота и вероятность случайного события. Геометрические вероятности. Формулы сложения вероятностей. Независимые события. Формулы умножения вероятностей. Таблицы и диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы. Действительные числа. Квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Взаимно однозначное соответствие между точками координатной прямой и множеством действительных чисел. Сравнение действительных чисел. Квадратное уравнение. Уравнения и тождества. Квадратное уравнение. Прямая и обратная теорема Виета. Уравнения и системы уравнений, сводящиеся к квадратным уравнениям. Метод введения новых переменных. Уравнения, содержащие знак модуля. Квадратные уравнения с параметром. Теоремы о расположении корней квадратных уравнений. Квадратичная функция и её график. Квадратичная функция и её график. Преобразование графиков. Линейные и квадратные неравенства и системы неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Неравенства первой степени с одним неизвестным. Квадратное неравенство. Дробно-линейное неравенство. Метод интервалов. Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация. 3.Требования к уровню подготовки - применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований, содержащих квадратные корни; - решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени); - решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства; - решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения целочисленности, диапазона изменения величин; - применять графические представления при решении уравнений, систем уравнений, неравенств; - применять при моделировании практических ситуаций и исследовании аппарат алгебры; - иметь представление о методах и приёмах решения линейных и квадратных уравнений с модулем и параметром; - получить навыки использования графиков функций при решении уравнений и неравенств; - иметь представление о методах решения неравенств с модулем. 4.Учебно-тематическое планирование 5. Средства контроля Специальных контрольных работ не предусмотрено. Система оценивания зачёт-незачёт. В качестве зачётных работ могут быть предложены проектные работы. 6.Учебно-методические средства 1.Программы для общеобразовательных Математика 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2005 школ, гимназий и лицеев. 2.Федеральный компонент государственного стандарта основного образования/Сборник нормативных документов. Математика. – М,: Дрофа, 2005 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 общего 3.Алгебра: учеб. Для учащихся 8 кл. с углубл. Изучением математики/Н.Я. Виленкин, А.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло и др. – М.: Просвещение, 2005 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Доп. главы к шк. Учебн. 8 кл.: Учебное пособие для учащихся шк. и классов с углублённым изучением математики. – М.: Просвещение, 2005 Ткачёва М.В. Элементы статистики и вероятность: учеб. Пособие для 7-9 классов общеобр. Учреждений. – М,: Просвещение, 2005 Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7-9 классы /авт.-сост. В.Н. Студеницкая. – Волгоград: Учитель, 2006 Бирюк А.Э. Теория вероятностей невероятная/ Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2005 Математика 9 класс. ОГЭ 2016: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Д.А. Мальцева. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2016 Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ-. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион, 2015 Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА 2015: учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015 Математика. 9 класс. ГИА-2015. Тренажёр для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие./Под ред. Ф.Ф. ЛысенкоЮ С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014 Математика: 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе/авт.-сост. Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.А. Шестаков, И.В. Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2014 ОГЭ Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов /Под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015 ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред. И.В. Ященко. – Издательство «Национальное образование», 2015 ОГЭ 2015. Математика.3 модуля. Основной государственный экзамен. 30вариантов типовых тестовых заданий./И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семёнов, П.И. Захаров. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2015 16 Электронные средства 1.Интерактивный плакат «Графики функций» 2.Интерактивные модели на уроках математики 3.Интерактивная математика. Комбинаторика и теория вероятностей 4.Интерактивная математика. Степени и корни 5.Интерактивная математика. Функции и графики 6.Учебное электронное издание. Математика 5-11. Новые возможности для усвоения курса математики 7.Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 7-8