Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

рабочая программа основы правовой культуры

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 5 с УИОП"

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 04.09.2023 г.
№1
Руководитель ШМО
_______/Кошевая Н.Ш./

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
________/Е.Л.Титова
« 05» сентября 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ «СОШ № 5 с УИОП»
___________М.П.Ковалева
« 15 » сентября 2023 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы правовой культуры»
для обучающихся 10 – 11 классов

Составитель Уткина Н.Б.

Первоуральск, 2023

I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по основам правоведения для уровня среднего общего
образования составлена основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации",
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования
Примерной основной программы среднего общего образования (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з).
Приказа министерства просвещения РФ № 712 от 10 декабря2020 г. «О внесении
изменений в некоторые федеральные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся».
Рабочая программа учебного предмета «Основы правоведения» на уровне среднего
общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО.
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего
общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой,
ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской
активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования
являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Основы
правоведения» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы
прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя
внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у
обучающихся правосознания и правовой культуры.
Освоение учебного предмета «Основы правоведения» на базовом уровне
направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого
уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности.
Учебный предмет «Основы правоведения» на уровне среднего общего образования
опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным
предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность
одновременного изучения тем по указанным учебным предметам.
Предмет «Основы правоведения» изучается на уровне среднего общего
образования в качестве элективного предмета в 10–11-х классах в социальноэкономическом профиле.
Предмет «Основы правоведения» изучается на уровне среднего общего
образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в общем объеме 34 часа.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования:
– 10 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых
норм как вида социальных норм;

различать субъекты и объекты правоотношений;
дифференцировать правоспособность, дееспособность;
оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения
человека, делать соответствующие выводы;
оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон
государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации,
уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина
Российской Федерации;
называть элементы системы органов государственной власти в Российской
Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации;
выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
характеризовать и классифицировать права человека;
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
различать предмет и метод правового регулирования;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской
Федерации и в рамках других отраслей права;
выявлять особенности референдума;
различать основные принципы международного гуманитарного прав.

III.Содержание учебного предмета, курса
10 класс
Основы теории государства и права
Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы
государства: формы правления, формы государственного устройства, политический
режим. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового
регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Нормативно-правовой
акт. Социальные нормы. Понятие, структура и виды правовых норм. Система российского
права. Субъекты и объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность. Законность и правопорядок. Понятие правосознания. Опасность
коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры,

принимаемые на
ответственность.

государственном

уровне.

Правонарушения

и

юридическая

Конституционное право
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения,
принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской
Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические
принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов
Российской Федерации. Законодательный процесс. Избирательное право и избирательный
процесс в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Референдум. Система
органов местного самоуправления.
Права человека
Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и
гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права,
экономические права, социальные права, культурные права. Право на благоприятную
окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры
о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного
времени.
Тематическое планирование
№ пп

Тема

Кол-во часов
10 класс

1.
2.
3.

Система права
Правовые отношения
Правонарушения

1
1
1

4.
5.

Правонарушение и юридическая ответственность
Конституция Российской Федерации

1
1

6.

Конституционные права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации

1

7.

Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации

1

8.

1
Механизмы защиты прав человека

9.

Правовое регулирование гражданских правоотношений

1

10.

Организационно-правовые формы юридических лиц

1

11.

Правовое регулирование семейных правоотношений

1

12.

1
Права и обязанности родителей и детей

13.

Правовое регулирование трудовых правоотношений

1

14.

Особенности трудовых правоотношений с участием
несовершеннолетних работников

1

15.

1
Правовое регулирование налоговых правоотношений

16.

Права и обязанности налогоплательщиков.
Ответственность за налоговые правонарушения

17.

1

1
Правовое регулирование образовательных правоотношений

18.

1
Система образования в Российской Федерации

19.

20.
21.
22.

23.

Правовое регулирование административных
правоотношений
Экологическое законодательство

Уголовное право
Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних

Основные принципы конституционного, арбитражного
процессов

1

1
1
1

1

25.

Основные принципы гражданского процесса

1

26.

Основные принципы административного процесса

1

27.

Основные принципы уголовного процесса

1

28.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Правовое
регулирование общественных отношений в Российской
Федерации"

1

31.

Итоговое повторение, представление результатов проектно- 1
исследовательской деятельности
1
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности

32.

Итоговое повторение, представление результатов проектно- 1
исследовательской деятельности

30.

33.

34.

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».