Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

рабочая программа русское правописание 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 5 с УИОП"

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 04.09.2023 г.
№1
Руководитель ШМО
_______/Вертлюгова К.С../

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
________/Е.Л.Титова
« 05» сентября 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ «СОШ № 5 с УИОП»
___________М.П.Ковалева
« 15 » сентября 2023 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русское правописание»
для обучающихся 10-11 классов

Составитель Трофимович А.В.

Первоуральск 2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана на основе авторской программы по русскому языку
для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы /
(авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009. Рабочая программа элективного
(факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана
на 68 часов.
Цели:
1. Повысить грамотность учащихся, развивать культуру письменной речи.
2. Знать правила, уметь применять их, учитывая речевую ситуацию.
3. Уделять особое внимание речевому общению в целом и речевому этикету.
4. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Задачи:
1. Расширить познания учащихся по определенным темам языкознания.
2. Научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
3. Развивать умение применять теоретические знания на практике.
4. Воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма.
5. Владеть приемами лингвистического анализа.
6. Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Курс русского языка и литературы в 10-11 классах предполагает освоение предмета с
целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка
целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как
неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной
организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности,
готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих
ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а
также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо
себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира
человеческого бытия.
Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература» являются
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:


сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством
усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского
народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в
поликультурном мире;



через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего
образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики,

формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и
ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города,
села;


посредством выявления языковых особенностей произведений русской
литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;



через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных
языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к
миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение
противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего
диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;



через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания
его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней,
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;



обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты:



способность и готовность к продуктивному общению и эффективному
взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного
применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые
средства, уместные в конкретной речевой ситуации;



обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности
языковыми средствами оформления поисковой работы, владение
соответствующими стилями речи;



освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала,
аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой
принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и
приводимых аргументов;



приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за
принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по
предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и
поликультурным темам проектов;



овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного,
целесообразного оформления собственной точки зрения, использование
соответствующих речевых средств;



владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);



владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий;
выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения),
необходимыми для работы с информацией;



формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности,
целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и
мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и
исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и

аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов
нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической
тематики. Предметные результаты:


сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский
литературный язык»;



понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении
норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи
в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;



владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка
навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или
воспроизведённой речи;



владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём
информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);



умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений
разных жанров, а содержание грамматических правил — в виде таблиц,
алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;



более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной
литературы;



способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;



знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их
применять;



осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении
в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.
Основные приемы работы:

1. работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
2. работа с разнообразными лингвистическими словарями ( в том числе и
этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не
только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
3. орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемнословообразовательных моделей.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и
навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова –
функциональной грамотности, т.е. способности извлекать, понимать, передавать,
эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том
числе и представленную в виде правила правописания).
Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание:
орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю); 11
класс – 34 часа (1 час в неделю) .
.

Содержание программы
10 класс
Особенности письменного общения
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух
сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой
деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме)
— слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача
смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических
знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:
в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв,
знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их
признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография Орфография как система правил правописания
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной
передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:
1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»);
2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а
части слов слитно, реже — через дефис»);
3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена
собственные, с малой — нарицательные»);
4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного
написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных
корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв
заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок);
понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-//
-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан// клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями .
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .
Правописание иноязычных словообразовательных элементов .
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип
написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе
правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чики -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и - ик--, -ец- и ий- в именах существительных
со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной
степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в
этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных
суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой;
-ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия
настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме
глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени .
Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов
разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится
орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании;
правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ..
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание
сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем;

употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке
морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ
морфемно-словообразовательных моделей слов .
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для
объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с
разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого,
отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний .
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Учебно-тематический план. 10 класс
№

Раздел/тема

Кол-во часов,
предусмотренное
рабочей
программой

1

Особенности письменного общения

2

2

Орфография

2

п/п

3

Правописание морфем

4

Слитные, дефисные и раздельные написания 10

5

Написание строчных и прописных букв.

19

1

Примерное тематическое планирование
№
Дата проведения
урока урока

Тема урока

Особенности письменного общения.
1

Речевое общение как взаимодействие
между людьми посредством языка. Виды
речевой деятельности. Формы речевого
общения

2

Особенности письменной речи. Формы
письменных высказываний и их признаки.
Возникновение и развитие письма как
средства общения

Орфография.
3

Орфография как система правил
правописания

4

Русское правописание. Орфография и
пунктуация как разделы русского
правописания.

5

Орфографическое правило как
разновидность учебно-научного текста.
Разделы русской орфографии и
обобщающее правило для каждого из них

Правописание морфем.
6

Принцип единообразного написания
морфем — ведущий принцип русского
правописания. Правописание корней. Роль
смыслового анализа при подборе
однокоренного проверочного слова

7

Правописание гласных корня: безударные
проверяемые и непроверяемые; е и э
в заимствованных словах

8

Правила, нарушающие единообразие
написания корня (ы и и в корне после
приставок); понятие о фонетическом

Примечание

принципе написания.
9

Группы корней с чередованием гласных

10

Обозначение на письме согласных корня:
звонких и глухих, непроизносимых,
удвоенных. Чередование согласных в
корне и связанные с этим орфографические
трудности

11

Правописание приставок. Деление
приставок на группы, соотносимые с
разными принципами написания.

12

Правописание суффиксов. Система правил,
связанных с написанием суффиксов в
словах разных частей речи. Типичные
суффиксы имен существительных и их
написание

13

Типичные суффиксы прилагательных и их
написание. Особенности образования
сравнительной степени и превосходной
степени прилагательных и наречий и
написание суффиксов в этих формах слов.

14

Типичные суффиксы глагола и их
написание. Написание суффикса -е-или -ив глаголах с приставкой обез-/обес-

15

Образование причастий с помощью
специальных суффиксов Выбор суффикса
причастия настоящего времени в
зависимости от спряжения глагола.
Сохранение на письме глагольного
суффикса при образовании причастий
прошедшего времени

16

Правописание н и нн в прилагательных,
образованных от существительных

17

Правописание н и нн в полных и кратких
формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от глаголов

18

Правописание окончаний. Система правил,
регулирующих правописание окончаний
слов разных частей речи. Правописание
падежных окончаний полных
прилагательных и причастий

19

Орфографические правила, требующие
различения морфем, в составе которых
находится орфограмма: о и е после

шипящих и ц в корне, суффиксе и
окончании; правописание ы и и после ц
20

Употребление разделительных ь
и ъ. Правописание согласных на стыке
морфем. Употребление ь для обозначения
мягкости согласного внутри морфемы и на
стыке морфем

21

Взаимосвязь значения, морфемного
строения и написания слова.
Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах
разных частей речи

22

Этимологическая справка как прием
объяснения написания морфем.
Использование словарей для объяснения
правильного написания слов
Прием поморфемной записи слов и его
практическая значимость

Слитные, дефисные и раздельные написания.
23

Система правил данного раздела
правописания. Роль смыслового и
грамматического анализа слова при выборе
правильного написания

24

Орфограммы, связанные с различением на
письме служебного слова и морфемы

25

Грамматико-семантический анализ при
выборе слитного и раздельного
написания не с разными частями речи

26

Различение приставки ни- и
слова ни (частицы, союза)

27

Грамматико-орфографические отличия
приставки и предлога. Слитное, дефисное
и раздельное написания приставок в
наречиях

28

Особенности написания производных
предлогов

29

Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов от
созвучных сочетаний слов

30-31

Образование и написание сложных слов.
Смысловые и грамматические отличия
сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний.

32-33

Употребление дефиса при написании
знаменательных и служебных частей речи
Работа со словарём «Слитно или
раздельно?»

Написание строчных и прописных букв.
34

Роль смыслового и грамматического
анализа при выборе строчной или
прописной буквы. Работа со словарем
«Строчная или прописная?»

11 КЛАСС
Речевой этикет в письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой
переписке. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном
общении. Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации.
Структура предложения и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.
Разделы русской пунктуации.
Предложение и его основные признаки. Границы предложения, Знаки препинания в
начале предложения.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с однородными членами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами
при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе характеристики
предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные
особенности предложений.

Обособленные определения. Причастный оборот. Отличия причастного и деепричастного
оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными
дополнениями.
Выделение на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов
предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Пунктуационное выделение междометий.
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных
предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.
Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки
препинания при сочетании союзов.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь.
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений.
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.
Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Учебно-тематический план
№ Раздел/тема
п/п

1

Речевой этикет в письменном общении

Кол-во часов,
предусмотренное
рабочей
программой
2

2

Пунктуация

3

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

3

4

Знаки препинания в конце предложения

1

5

Знаки препинания внутри простого предложения

13

6

Знаки препинания между частями сложного предложения

8

7

Знаки препинания при передачи чужой речи

3

8

Знаки препинания в связном тексте

4

9

Итого:

34

Примерное тематическое планирование
№
урока

Дата
Наименования разделов и тем
проведения

Примечание

Речевой этикет в письменном общении
1

Речевой этикет как правила речевого
поведения. Речевой этикет в частной и
деловой переписке

2

Особенности речевого этикета при
дистанционном письменном общении

Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
3

Основное назначение пунктуации. Принципы
русской пунктуации

4

Структура предложения и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков.
Разделы русской пунктуации

Знаки препинания в конце предложения
5

Предложение и его основные признаки.
Границы предложения, Знаки препинания в
начале предложения

Знаки препинания внутри простого предложения
6

Знаки препинания между членами
предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым

7

Знаки препинания между однородными

членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с
однородными членами
8

Интонационные и пунктуационные
особенности предложений с обобщающими
словами при однородных членах

9

Однородные и неоднородные определения,
их различение на основе характеристики
предложения

10

Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами. Интонационные
особенности предложений

11

Обособленные определения. Причастный
оборот. Отличия причастного и
деепричастного оборотов

12

Обособление приложений

13

Обособление обстоятельств, выраженных
одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом

14

Смысловая и интонационная характеристика
предложений с обособленными
дополнениями

15

Выделение на письме уточняющих,
поясняющих и присоединительных членов
предложения

16

Знаки препинания в предложениях с
сравнительным оборотом

17

Знаки препинания при словах,
грамматически не связанных с членами
предложения

18

Интонационные и пунктуационные
особенности предложений с обращениями.
Пунктуационное выделение междометий

Знаки препинания между частями сложного предложения
19

Грамматические и пунктуационные
особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений

20

Знаки препинания между частями
сложносочиненного предложения

21

Употребление знаков препинания между
частями сложноподчиненного предложения

22

Семантико-интонационный анализ как
основа выбора знака препинания в

бессоюзном сложном предложении
23

Грамматико-интонационный анализ
предложений, состоящих из трех и более
частей.

24-

Выбор знаков препинания внутри сложной
синтаксической конструкции. Знаки
препинания при сочетании союзов

25

Знаки препинания при передаче чужой речи
26

Прямая и косвенная речь

27

Оформление на письме прямой речи и
диалога

28

Разные способы оформления на письме цитат

Знаки препинания в связном тексте
29-30

Связный текст как совокупность
предложений.

31

Поиски оптимального пунктуационного
варианта с учетом контекста

32

Авторские знаки

33-34

Абзац как пунктуационный знак,
передающий структурно-смысловое
членение текста

Перечень учебно-методического обеспечения
1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский
язык:учебник для 10-11 классов. Базовый уровень: в двух частях. – М.: ООО «Русское
слово – учебник», 2018.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.
3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по
пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного
портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные
документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы
русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского
языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления.
Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Новый словарь русского языка http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Русский язык и культура
речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Русский язык. Тест-экзамены, 9-11
классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/
Русское письмо http://character.webzone.ru
Редактор.ru http://www.redactor.ru/
Словесник http://www.slovesnik.ru
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителейсловесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

Словари
1. Универсальный словарь-справочник / Составитель Шалаева Г.П. - М.:,
филологическое общество «Слово», 2005
2. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А.Новикова. – М.: АСТ-ПРЕС
КНИГА, 2010.
3. Орфографический словарь русского языка / Под редакцией С.Г. Бархударова и др.
– М.: Рус.яз., 1988.
4. Большой Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное
написание / В.И.Даль, 2010
5. Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л.П. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
6. Толковый словарь русского языка: 80000 тысяч слов и фразеологических
выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - Российская академия наук. Институт
русского языка им. Виноградова. – М.: «А ТЕМП», 2004.
7. Школьный орфографический словарь русского языка / Баранов. М.Т. –
М.: Просвещение, 1995.
8. Учебный фразеологический словарь русского языка/ Быстрова Е.А. и др. – М.:
Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
9. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. –
М.: Рус. Яз., 1998.
10. Школьный словообразовательный словарь русского языка / Тихонов А.Н. – М.:
Цитадель – трейд, РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
11. Поэтический словарь / А. Квятковский - Издательство « Советская энциклопедия»
Москва – 1966.
12. Фразеологический словарь русского языка для учащихся / Издательство «ЮНВЕС»,
2005.
13. Этимологический словарь русского языка для школьников / Москва, ООО «Дом
Славянской Книги», 2004.
14. Словарь эпитетов русского языка / Ответственный редактор С. А. Кузнецов – Санкт –
Петербург «Норинт», 2004.
15. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Астрель: АСТ,
2005.
16. Фразеологический словарь русского языка / Степанова М. И. – Виктория плюс, 2003.
17. Морфемно – словообразовательный словарь русского языка / Попова Т.В., Зайкова
Е.С. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
18. Словарь антонимов русского языка / Львов М. Р. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».