Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
623101 Свердловская область, город Первоуральск, проспект Космонавтов 15 А
Телефон: 63-94-05, 63-94-92, факс 63-92-21
E-mail: school15-pu@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании
педагогического совета
Протокол № __________
От « »
2024 г.
«Согласовано»
Зам. директора по ВР
__________ М.В. Попова
От « » с
2024 г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ №5 с УИОП»
____________________М.П. Ковалева
Приказ №____от «___»_________2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«За страницами учебника географии»
(направление «Общеинтеллектуальное»)
(для детей 14-15 лет)
Составитель:
Волегова Елена Викторовна,
учитель географии,
первая квалификационная категория
ГО ПЕРВОУРАЛЬСК, 2024 год
Программа разрабатывалась в соответствии с требованиями Федерального государственного
стандарта основного общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная
и неотъемлемая составная часть процесса образования детей среднего школьного возраста.
Программа реализует интеллектуальное направление во внеурочной деятельности для учащихся
9 класса. Программа направлена на формирование у школьников основ географической культуры и
способствует формированию высоких моральных качеств, таких как взаимодействие с другими
людьми, бережное отношение к природе.
Цель программы:
Овладение географическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в
старших классах, изучения смежных дисциплин, применения знаний в повседневной жизни;
подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Задачи программы:
• Углубить имеющиеся знания путем изучения дополнительного материала.
• Закрепить знания, полученные ранее на уроках географии
• Самостоятельно извлекать необходимую информацию из карт атласов и других источников
• Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.
Условия реализации программы. Программа внеурочной деятельности по интеллектуальному
направлению «За страницами учебника географии» составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся, согласно требованиям ФГОС основного общего образования.
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном ИКТ (теоретическая часть).
Срок реализации программы – 1 год (34ч).
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым мало времени уделяется в
основной программе учебного предмета «География», углубленное изучение некоторых вопросов,
повторение некоторых тем, требующих особого внимания, решение задач.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс образовательной
деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый.
Прогнозируемые результаты освоения курса «За страницами учебника географии».
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний,
приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно
популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса
учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах
различного уровня, конференциях.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического
пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения
и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Предметные результаты:
- знание основных географических понятий и терминов;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения;
- знание результатов выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географических явлений и процессов в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- знание географической зональности и поясности;
- знание специфики географического положения и административно- территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов;
- умение различать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, уроки
практикумы, обобщающие уроки, урок-беседа, урок-лекция.
Формы контроля: тестовые задания, схемы, таблицы. Форма аттестации: зачет.
Программа состоит из 8 разделов:
• «Географические особенности природы и народов Земли»
• «Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия»
• «Источники географической информации»
• «Географические следствия движений Земли»
• «Природа Земли и человек»
• «Материки, океаны, народы и страны»
• «Природопользование и экология»
• «Природа, население и хозяйство России»
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач: на определение географических координат; миграционного прироста;
естественного прироста населения; атмосферного давления, температуры воздуха.
3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
4. Определение расстояний и направлений сторон горизонта на плане и карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся: овладение основами
картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»
международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в
группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и
наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.
Содержание рабочей программы
1.Введение. Программа «За страницами учебника географии». Географические особенности
природы и народов Земли.
Значимые географические объекты, особенности жизни народов, ресурсы.
Требования к уровню подготовки: знать наиболее значимые географические объекты,
особенности материков и океанов.
2.Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия (1 час).
Путешественники, совершившие открытия материков Земли и уникальных природных объектов.
Ф.Магеллан, ДЖ. Кук, В. Да Гама, Д. Ливингстон, Х. Колумб, Ф.Ф. Беллинсгаузен и
М.П.Лазарев и др. Исследователи внутренних территорий – А.Никитин, П.П. СеменовТяньшанский и др.
Требования к уровню подготовки: знать результаты выдающихся географических открытий и
путешествий.
3. Источники географической информации. Источники географической информации (3 часа).
Географические карты. Чтение условных знаков на картах и планах. Виды географических карт
по содержанию, по охвату территории, по масштабу. Работа с различными видами
географических
карт
(топографическими,
общегеографическими,
синоптическими)
Определение координат объектов.
Требования к уровню подготовки: знать различия плана, глобуса и географических карт. Уметь
читать карты различного содержания. Определять координаты объектов.
4. Географические следствия движений Земли (3 часа)
Часовые пояса, декретное время, Гринвичский меридиан, дни равноденствия и солнцестояния.
Требования к уровню подготовки: уметь решать задачи на определение часового пояса,
ориентироваться в положении Солнца в разные времена года, понимать зависимость природных
процессов и явлений от движения Земли.
5. Природа Земли и человек (5 часов).
Климатические особенности, закон географической зональности, высотная поясность,
формирование почв.
Требования к уровню подготовки: отличать климатические пояса, знать их характеристику,
уметь работать с климатограммами.
6. Материки, океаны, народы и страны (8 часов).
Уникальные особенности природы материков и океанов Земли. Объяснение закономерностей
проявления особенностей природы Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Евразии,
Антарктиды. Океаны Земли и их особенности. Народы, населяющие разные материки. Религии
народов мира, их география. Классификация стран. Уникальные страны мира.
Требования к уровню подготовки: знать географические особенности природы материков и
океанов, а также географию народов Земли. Различия в хозяйственном освоении разных
территорий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран. Уметь составлять краткую географическую
характеристику разных территорий.
7. Природопользование и экология. Основные виды природных ресурсов. Рациональное и
нерациональное природопользование. (4 часа).
Природные ресурсы Земли: виды, особенности образования, география. Последствия
использования природных ресурсов человеком. Экологические проблемы.
Требования к уровню подготовки: знать классификацию природных ресурсов, особенности их
образования и географию распространения различных видов природных ресурсов. Последствия
использования природных ресурсов человеком. Экологические проблемы.
8. Природа России (9 часов)
Рельеф России, особенности формирования. Климат России. Внутренние воды. Особенности
почв, растительного и животного мира Уникальные природные объекты России. Памятники
природы.
Требования к уровню подготовки: знать специфику географического положения и особенности
природы, природно-хозяйственных зон и районов. Уметь находить в разных источниках
информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений разных
территорий России. Итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ Дата по Дата по
Тема
плану
факту
1
1.Географические особенности природы и народов Земли (1 час)
Введение. Значимые географические объекты, особенности жизни
народов, ресурсы.
2. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия (1 час)
2
Путешественники, совершившие открытия материков Земли и
уникальных природных объектов. Ф.Магеллан, ДЖ. Кук, В. Да
Гама, Д. Ливингстон, Х. Колумб, Ф.Ф. Беллинсгаузен и
М.П.Лазарев. Исследователи внутренних территорий – А.Никитин,
П.П. Семенов-Тяньшанский.
3. Источники географической информации (3 часа)
3
Географические модели: глобус, географическая карта, план
местности, их основные параметры и элементы (масштаб,
условные знаки, способы картографического изображения,
градусная сеть)
4
Виды географических карт по содержанию, по охвату территории,
по масштабу.
5
Определение координат объектов
4. Географические следствия движений Земли (3 часа)
6
Часовые пояса
7
Гринвичский меридиан
8
Дни равноденствия и солнцестояния.
5. Природа Земли и человек (5 часов)
10
Земля как планета
11
Форма, размеры, движение Земли
12
Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка
13
14
15
16
17
Климатические особенности, закон географической зональности,
высотная поясность, формирование почв.
6 . Материки, океаны, народы и страны (8 часов)
Современный облик планеты Земля
Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и
океана на Земле.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие
расы, этносы.
Религии народов мира, их география
19
Объяснение закономерностей проявления особенностей природы
материков.
Океаны Земли и их особенности
20
Материки и страны. Классификация стран
18
21
22
Уникальные страны мира.
7. Природопользование и экология (4 часа)
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
23
Основные типы природопользования.
24
Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.
25
Экологические проблемы.
26
8. Природа, население и хозяйство России (9 часов)
Особенности ГП России.
27
Рельеф России, особенности формирования. Климат.
28
Природные особенности России.
29
Уникальные природные объекты России. Памятники природы.
30
Население России. Обычаи, традиции, религии.
31
Демографические показатели России.
32
Хозяйство России.
33
Отрасли хозяйства РФ. Специализация.
34
Природно-хозяйственное районирование России.
Список литературы
1. Барабанов В.В. География. Готовимся к итоговой аттестации ОГЭ М. 2019
2. Соловьева Ю.А., Эртель А.Б. География. Новый полный справочник для подготовки к
ОГЭ. М.: 2019. - 448 с
3. Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. ОГЭ 2019. География. 10 тренировочных вариантов
экзаменационных работ – М. 2019
4. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
5. Наумов А.С. «По материалам олимпиад NationalGeographic и Всероссийской
олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
6. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках
географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
7. https://sdamgia.ru/ сайт для подготовки к ОГЭ
8. http://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
9. http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал ГИА