Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

обществознание в вопросах и ответах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

«РАССМОТРЕНО»
На заседании ШМО
учителей истории и
обществознания
Протокол № ____ от
«___»_______________20___ г.

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №5 С УИОП
____________/Титова Е.Л.
Протокол № ____ от
«___»_______________20___ г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МАОУ СОШ № 5 С
УИОП
____________/Ковалева М.П.
Приказ № _____ от
«___»_______________20___ г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Обществознание в вопросах и ответах»
для 8 класса

Составитель: Кошевая Н.Ш.

Первоуральск, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа «Обществознание в вопросах и ответах» для учащихся 9 классов
составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №
413 (в последней редакции от 29.06.2017) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
3. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 № 08-1211 «Об
использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»
4. Авторской программы «Обществознание» 9 класс (профильный уровень), авторов: Л.Н.
Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова (учебное издание «Программы
общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», 3-е издание. М.:
«Просвещение», 2018 г.)
5. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по
обществознанию.
6. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого
государственного экзамена по обществознанию.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
1.2. Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
•
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
•
умение выполнять познавательные и практические задания, направленные
на:
• использование элементов причинно-следственного анализа;
• исследование несложных реальных связей и зависимостей;
• определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
• объяснение изученных положений на конкретных примерах;
• оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
1.3. Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
•

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ
материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических
материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач;
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение
ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля.
Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания,
алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить
материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой
аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по
типу ОГЭ .
1.
Введение (1ч.) Основные структурные и содержательные характеристики
экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ.
2.
Человек и общество (7 ч.) Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности
подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра,
учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
3.
Сфера духовной культуры (6 ч.) Сфера духовной культуры и ее
особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в
условиях информационного общества. Возможности получения общего и
профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные
организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода
совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
4.
Экономическая сфера (10 ч.) Экономика, ее роль в жизни
общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда.
Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги.
Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и
функции государства.
5.
Социальная сфера (8 ч.) Социальная структура общества. Семья как малая
группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость
здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные
отношения.
6.
Итоговый контроль (2 часа)

3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1

2

3
4
5
6
7-8
9
10
11

12

13
14

15

16
17
18
19
20

21
22
23-24

25

Наименование тем курса
Введение. Познакомить учащихся со структурой
ОГЭ по обществозннаию.
Тема 1. Человек и общество
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы. Основные
сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Биологическое и социальное в человеке. Личность.
Особенности подросткового возраста.
Деятельность человека и ее основные формы (труд,
игра, учение).
Человек
и
его
ближайшее
окружение.
Межличностные отношения. Общение.
Межличностные конфликты, их конструктивное
разрешение.
Отработка заданий по кодификатору из блока «ЧиО»
Тема 2. Сфера.духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности.
Наука в жизни современного обществ.
Образование и его значимость в условиях
информационного
общества.
Возможности
получения
общего
и
профессионального
образования в Российской Федерации.
Религия, религиозные организации и объединения,
их роль в жизни современного общества. Свобода
совести.
Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Отработка заданий по кодификатору из блока
«Духовная сфера»
Тема 3. Экономическая сфера
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и
услуги, ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов.
Экономические системы и собственность.
Производство,
производительность
труда.
Разделение труда и специализация.
Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательство. Малое предпринимательство
и фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда.
Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Экономические цели и функции государства.
Отработка заданий по кодификатору из блока
«Экономика»
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества.

Кол-во
часов
1

7
1

1
1
1
1
2
6
1
1
1

1

1
1
10
1

1
1
1
1
1

1
1
2
8
1

Примечание

26
27
28
29
30
31
32
33-34

Семья как малая группа. Отношения между
поколениями.
Социальная
роль
и
статус.
Многообразие
социальных ролей в подростковом возрасте.
Социальные ценности и нормы.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании
и алкоголизма для человека и общества.
Социальный конфликт и пути его решения.
Межнациональные отношения.
Отработка заданий по кодификатору из блока
«Социальная сфера»
Итоговое тестирование

1
1
1
1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».