МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
«РАССМОТРЕНО»
На заседании ШМО
учителей истории и
обществознания
Протокол № ____ от
«___»_______________2
0___ г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по УВР МАОУ СОШ
№5 С УИОП
____________/Титова
Е.Л.
Протокол № ____ от
«___»_______________2
0___ г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МАОУ СОШ
№ 5 С УИОП
____________/Ковалева
М.П.
Приказ № _____ от
«___»_______________2
0___ г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Русское правописание»
для 11 класса
Составитель: Вертлюгова К.С.
Первоуральск, 2024
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010
года №1897);
-Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений
в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
года №1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»»;
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года
№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»»;
-Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под редакцией В.В.Козлова,
А.М. Кондакова- Москва, Просвещение, 2009;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
учебное издание/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2010;
-Концепция
преподавания
русского
языка
и
литературы
в
Российской
Федерации.(Утверждена распоряжением Правительством Российской Федерации от 9
апреля 2016г.
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию 8 апреля 2015 г. в редакции протокола №3/15 от 28.10 .2015г..;;
Учебно-методический комплекс обеспечивается учебником Рыбченкова Л.М. и
др.Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2019г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 11
класса
Предметные результаты изучения и освоения базового курса отражать:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой
практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизации научных знаний о родном языке,
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому совершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру, как общечеловеческую
ценность; создание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы
для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении,
как средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы, как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10) обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
Личностные результаты:
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание
языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей
общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной,
групповой)
в
виде
рефератов,
проектов;
оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом,
понимание
и
истолкование
значения
крылатых
выражений;
фразеологических
оборотов
с
национально-культурным
компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание
роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание
слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание
внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление
об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
стилистическими),
нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых
норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объёма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
Выпускник на базовом уровне научится:
•
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
•
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
•
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
•
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
•
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
•
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
•
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
•
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
•
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
•
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
•
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
•
соблюдать культуру публичной речи;
•
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
•
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
•
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
•
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
•
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
•
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
•
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
•
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
•
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
•
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
•
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
•
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
•
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
•
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
•
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
•
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме,
в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
•
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
•
осуществлять речевой самоконтроль;
•
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
•
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
•
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
•
Содержание учебного предмета в 11 классе
Сведения о языке. Культура речи ( 6 ч )
Русский язык в Российской Федерации. Русский язык
в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие
других языков России.* Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие,народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго).Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе
языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней
языка. Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка*.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности,
ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм:
орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и
синтаксические)
нормы
русского
литературного
языка.
Орфоэпические
(произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении.
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых
грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских
имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты
произношения и ударения. Лексические нормы. Употребление слова в строгом
соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из
синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное
построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление
предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное
согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с
обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их
стилистические и смысловые возможности. Орфографические нормы. Разделы русской
орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные,
дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4)
правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Пунктуационные
нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,
включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки
препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного
предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в
связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение
текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический
словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический
словарь и справочники по русскому правописанию. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в
соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание устных и
письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использование
нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и
воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Функциональные стили речи. Синтаксис и пунктуация (22 ч)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного
русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля.
Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья,
сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.
Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки
официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление,
доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура
делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в
устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки
публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Овладение
культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств
оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата,
ситуации и сферы общения. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование
культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой,
научной и публицистической сферах общения. Основные особенности устной и
письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных
сферах
общения.
Диалог
в
ситуации
межкультурной
коммуникации*
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической
речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная
переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи
и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное и др. Информационная переработка текстов
различных функциональных стилей и жанров. Овладение речевой культурой использования
технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.). Язык
художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных
разновидностей языка. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и
явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология;
русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и
духовной культуры русскогодругих народов. Лексика, заимствованная русским языком из
других языков, особенности ее освоения. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Особенности русского речевого этикета*.
Повторение 6 ч
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской
орфографии Фонетический разбор. Повторение знаний о лексике русского языка.
Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Повторение.
Морфемика и словообразование Способы словообразования. Правописание наречий.
Слитное, раздельное и дефисное написание Место и назначение русского языка в
современном мире. Подведение итогов года
Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания
Модуль
рабочей
Наименование
программы
№ разделов и тем Уч Контр Уроки воспитания
часы работы р.р.
Единый урок –
День знаний.
Первый урок –
Всероссийский
открытый урок
«Современная
Сведения о
российская
языке. Культура
наука»
1 речи.
6
1
2
2
Функциональные
стили речи.
Синтаксис и
22
День народного
единства
2
Международный
день учителя
Всемирный день
борьбы со
СПИДом
пунктуация.
3
Повторение
Итого
6
Беседы по
безопасности
День славянской
письменности и
культуры
6
34
2
10
-
3
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока , раздел
Кол- Дата Дата
во
по
по факту
часов плану
Сведения о языке. Культура речи. 6 ч
1 Язык как развивающееся
1
02.09
явление
2 Входное диагностическое 1
09.09
тестирование
Нормы современного
1
16.09
русского литературного
языка. Выдающиеся учёныерусисты
4 Контрольное сжатое
1
23.09
изложение№1
5 Р.р. 1 Составление сложного 1
30.09
плана к сочинению. Виды
аргументов к сочинению
6 Контрольный диктант №1 1
07.10
Функциональные стили речи. Синтаксис и
пунктуация. 22ч
7 Функциональные стили речи 1
14.10
русского языка
8 Официально-деловой стиль 1
21.10
речи: признаки, сфера
применения, назначение .
Основные жанры
официально-делового стиля
9 Основные синтаксические и 1
28.10
правописные нормы
официально-делового стиля
10 Обобщающее повторение
1
11.11
синтаксиса .Простое
предложение:
грамматическая основа,
второстепенные члены ,
виды осложнения
11 Виды сложных
1
18.11
предложений. Знаки
препинания в сложных
предложениях
12 Контрольное сочинение- 1
25.11
рассуждение №1
13 Предложения с прямой
1
02.12
речью. Способы её
оформления, цитирование
14 Контрольная работа №1 по 1
09.12
теме «Синтаксис и
пунктуация»
15 Синтаксическая синонимия 1
16.12
как источник богатства и
выразительности русской
речи
16 Синтаксический разбор
1
23.12
словосочетаний, простого и
сложного предложений,
предложений с прямой
речью
17 Контрольное изложению 1
30.12
текста публицистического
3
стиля №2
18 Р.Р.2 Основные жанры
1
стиля. Очерк .Эссе
19 Публицистический стиль.
1
Лексические,
морфологические,
синтаксические особенности
публицистического языка
20 Контрольная работа №2 по 1
теме «Стилистический
анализ публицистического
текста»
21 Разговорный стиль речи :
1
сфера применения,
назначение ,его языковые
особенности
22 Р.р 3 Подготовка к
1
сочинению –рассуждению
23 Контрольное сочинение – 1
рассуждение №2
24 Стиль художественной
1
литературы как особый
стиль: сфера применения,
функция, черты
25 Художественный стиль
1
речи: виды тропов и
стилистических фигур
.Особенности языка
художественной литературы
26 Язык как система. Уровневая 1
организация языка .
27 Нормы современного
1
русского языка.
Вариативность норм
28 Контрольный диктант №2 1
Повторение 6
Обобщающее повторение
фонетики, графики,
29 орфоэпии
1
Основные нормы
современного
литературного
произношения и ударения в
30 русском языке
1
Повторение. Морфемика и
словообразование Способы
словообразования
.Правописание наречий:
слитное, раздельное и
31 дефисное
1
32 Контрольное сочинение 1
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
№3 в формате ЕГЭ
Трудные вопросы
правописания –н- и –нн- в
суффиксах
существительных,
прилагательных и
наречий. Правописание НЕ
и НИ с разными частями
33 речи
1
Годовая контрольная
работа №3 (тесты в
34 формате ЕГЭ)
1
05.05
12.05