МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования муниципального округа Первоуральск,
Администрация муниципального округа Первоуральск
МАОУ "СОШ № 5 с УИОП"
УТВЕРЖДЕНО
приказ МАОУ "СОШ
№5 с УИОП"
____№ 192_
от «_29»августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Глобальные компетенции»
уровень среднего общего образования
ОП Первоуральск 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Глобальные компетенции»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
года № 273-ФЗ.
2. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
федерации от 17.05.2012г. № 413, с внесенными изменениями (от 29.12.2014 N 1645, от
31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613г.
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях», с внесенными изменениями (приказ от 24.11.2015г. № 81)
4. Государственной программой РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от
26 декабря 2017 года № 1642 с изменениями и дополнениями от 29 февраля, 30 марта,
26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22 января, 29 марта 25 2019 г. Банк документов
Минпросвещения России: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02
086a3/download/133).
5. Приказами Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 6 мая 2019
г. с изменениями от 24 декабря 2019 г. № 1718/716 «Об утверждении Методологии и
критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на
основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Учебная программа элективного курса «Глобальные компетенции» разработана в
рамках Федерального Государственного Образовательного стандарта общего среднего
образования. Развитие глобальных компетенций является одной из актуальных задач
школьного образования. Глобальные компетенции приобретают особое значение в связи с
растущим влиянием глобализации, быстрыми социальными, экономическими и
технологическими изменениями, а также другими важными глобальными вопросами,
оказывающими повсеместное воздействие на людей, культуры и нации. Курс
«Глобальные компетенции» способствует формированию и развитию критического
мышления учащихся, навыков исследования, коммуникации, решения и анализа проблем,
имеющих глобальную важность. Данный курс включает в себя основы философии,
социологии, политологии, истории, экономики, культурологи, теории цивилизаций,
правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных
сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической,
политической, социальной и правовой.
Цель курса: Формирование у обучающихся понимания местных, глобальных
проблем и вопросов межкультурного взаимодействия, понимания и оценивания
различных точек зрения и мировоззрения, а также уважительного взаимодействия с
другими народами..
Задачи курса: 1) развивать критическое и аналитическое мышление учащихся, их
коммуникативные и исследовательские навыки; 2) формировать умение распознавать,
анализировать, оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять сложные
ситуации или проблемы; 3) способствовать развитию умения осознавать собственную
культурную идентичность и понимать культурное многообразие мира, межкультурные
различия; 4) учить проявлять уважение и открытость к взаимодействию с
представителями разных культур; 5) развивать способность работы с цифровыми
ресурсами, платформами электронного обучения, интернетом и веб-сайтами; 6) прививать
навык соблюдения правил академической честности.
Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания
образования и основными положениями концепции профильного обучения; и нацелена на
системно-деятельностный подход в соответствии с ФГОС.
Результаты обучения:
Личностные результаты: -признавать право на общественное многообразие и
уважать существующие различия в разных типах организации обществ;
-приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов
России».
-объяснять, что значит для каждого лично гражданственность и гражданские права;
-осознать признание единства человечества в культурах разных народов;
- уважать существующие идеологические различия, понимая ценность
многообразия и существования плюрализма мировоззрений;
-занять позицию по вопросу влияния глобализации на культуру, межкультурном и
межэтническом взаимодействии в современном мире.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; уметь
использовать знания для проведения сравнительного анализа и выявления сущностных
факторов становления российской государстве.
Познавательные УДД: понимать роль индивидуального и общественного сознания;
связывать подсистемы общественной жизни с разными способами отношения к миру;
понимать сущность споров между сторонниками различных взглядов на общественное
развитие и занимать собственную аргументированную позицию; классифицировать виды
культуры по разным основаниям; понимать роль этнических факторов в государственном
развитии; выявлять и анализировать различные мнения, подходы, точки зрения,
мировоззрения и пр.; объяснять сложные ситуации и проблемы; формулировать
аргументы; оценивать информацию; оценивать действия и последствия (результаты).
Коммуникативные УДД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя критика, умение координировать свои усилия с усилиями других,
формулировать собственное мнение и позицию договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
задавать вопросы допускатьвозможностьсуществованияулюдейразличныхточекзрения, в
том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
3. Предметные результаты: описывать этапы эволюции человеческих обществ;
называть функции и подсистемы общества, различные типы обществ и их характеристики,
теории происхождения человека; различать мировые и национальные религии; описывать
разный отечественный и международный опыт универсального взгляда на развитие
общества; соотносить существующие в мире конфликты с культурными различиями,
предлагая мирные возможности решения имеющихся противоречий; описывать влияние
глобализации на социальную ситуацию в разных странах.
Программа курса рассчитана на 36 часов и состоит из пяти разделов. Курс
предназначен для учащихся 11 классов. Материал курса разработан с учетом возрастных
особенностей и интересов учащихся.
Содержание курса
Раздел 1. «Общество и человек в современном мире». В первом разделе учащиеся
знакомятся с понятием «глобальные компетенции» и рассматривают пути развития
глобальных компетенций. Работа с ключевыми понятиями. Социум как особенная часть
мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология
обществ. Понятие общественного прогресса. Глобализация - процесс дальнейшего
раскрытия природы человека. Необходимость дополнения глобализации локализацией,
взаимосвязь глобализации и локализации. Глобальные проблемы человечества.
Раздел 2. Тенденции духовной жизни в постоянно меняющимся мире. Культура и
духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации.
Искусство, его формы, основные направления. Наука. Образование. Выбор профессии.
Профессии будущего. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль
религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура.
Тенденции духовной жизни. Общество как динамическая система (распознавание
признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса
(понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание
основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь
(социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по
выполнению заданий всероссийской олимпиады по обществознанию
Раздел 3. Учитесь мыслить глобально. США после «холодной войны». Основные
направления внешней политики США. Понимание национальной безопасности и
интересы России. Цели создания Евросоюза. Потенциал стратегического партнѐрства
России и Европы. Основные задачи стратегии национальной безопасности Китая.
Раздел 4. Глобальная экономика. НТР в XX-XXI вв. Новые формы капитала в
современном мире. ТНК и их роль. Международное разделение труда. Экономическая
интеграция и ее формы. Противоречивость глобализации в экономической сфере.
Потенциал реализации высокотехнологичных проектов. Промышленность как угроза
окружающей среде. Прогнозы динамики экологической ситуации.
Раздел 5. Власть и информационное общество. Социальное своеобразие
информационного общества. Информация и демократия. Роль СМИ в процессе
социализации. Свобода СМИ. Информация в современном обществе. Общество – сеть.
Человек в глобальных информационных сетях. Человек виртуальный.
Раздел 6. Россия и «русский мир». Демократическая политическая культура в
России. Структура политической системы. Необходимость разделения властей в
демократическом государстве. Понимание места и роли гражданского общества.
Общественная палата и еѐ роль в жизни страны. Распад СССР и формирование новых
государств. Мигранты из ближнего зарубежья в России. Межнациональные отношения.
Этносоциальные конфликты и пути их разрешения. «Русский мир» в дальнем зарубежье.
Поддержка русской культуры и менталитета.
Раздел 7. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи. Факторы, влияющие на
будущее России. Экономический, социальный, военные вызовы. Общенациональные
приоритеты России. Суверенитет и геополитика справедливости.
Требования к уровню подготовки
Должен знать:
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность
общественного
процесса;
- особенности социологического, политологического, культурологического анализа
событий, процессов и явлений прошлого и настоящего нашей страны;
Должен уметь:
- находить и систематизировать информацию
- проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального,
временного и пространственного анализа для изучения современных процессов и
явлений;
- систематизировать разнообразную информацию на основе своих представлений об
общих
закономерностях
общественного
процесса;
- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным
проблемам современного общества.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Тематика курса
Раздел 1. «Общество и человек в современном мире»
Что такое глобальные компетенции. Мир в современную эпоху.
Социум как особенная часть мира.
Социальные институты.
Понятие общественного прогресса.
Многовариантность общественного развития.
Процессы глобализации и становление единого человечества.
Угрозы XXI века (глобальные проблемы) и способы их преодоления.
Человек в эпоху глобализации. Цель и смысл жизни современного
человека.
Самореализация и социализация индивида в глобальном пространстве.
Образ жизни. Молодёжь и волонтерство.
Можно ли предвидеть будущее? Перспективы развития общества.
Раздел 2. Тенденции духовной жизни в постоянно меняющимся мире
Культура современного общества.
Искусство, его формы, основные направления в современном обществе.
Наука и образование в современном мире.
Религия и язык как явления культуры.
Мораль. Социальные ценности и нормы.
Выбор профессии. Профессии будущего.
Раздел 3. Учитесь мыслить глобально
США после «холодной войны». Основные направления внешней политики
США.
Россия в глобальной конкуренции. Идея многополярного мира.
Европейский союз и его миссия
Китай на пути к глобальной державе
Раздел 4. Глобальная экономика
Становление единого мирового хозяйства
Российская экономика в глобальном мире
Экономика и экология: поиски равновесия
Раздел 5. Власть и информационное общество
Информационное общество: политическое и социальное своеобразие
Нетократия. СМИ: между властью и гражданским обществом
Человек в глобальных информационных сетях. Человек виртуальный.
Раздел 6. Россия и «русский мир»
Демократическая политическая культура в России
Политическая система современной России.
Развитие гражданского общества в современной России
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
34
Россия – «ближний круг» и «русский мир»
Раздел 7. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи
Угрозы и вызовы для России в 21 веке
Сила оружия в современном мире. Военные риски для РФ.
Общенациональные
приоритеты
России.
Геополитическая
цивилизационная миссия России
Итоговое повторение
Всего
1
1
1
и 1
34
Литература
1. Глобальный мир в XXI веке. Методическое пособие под ред. Л.В.Полякова, А.Н.Иоффе
2. Иоффе А.Н. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке.
3. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент
функциональной грамотности //Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, №4
(61). С. 112–123.
4. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Как оценивать умения учащихся в сфере глобальных
компетенций // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, №4 (61). С. 208–217.
5. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Концептуальная рамка глобальных компетенций: к
постановке проблемы //Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика,
практика к 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права:
Сборник научных статей. Под редакцией А. А. Сорокина. 2019. С. 378-382.
6. Полонский В.М. Оценка достижений школьников / В.М. Полонский; ФГБНУ «ИСРО
РАО». – М.: Российский учебник, 2018
7. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. и др. Универсальные
компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра.
Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации
школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.