Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов» 623101 Свердловская область, город Первоуральск, проспект Космонавтов 15 А телефон: 63-94-05, 63-94-92, факс 63-92-21 E-mail: school5-pu@yandex.ru Рассмотрено на педагогическом совете (протокол от 30.08.2022 года №1) Принято с учётом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся (протокол от 30.08.2022 №1) Согласованно с представительным органом работников первичной профсоюзной организацией (протокол от 30.08.2022 №1) Утверждено приказом МАОУ «СОШ №5 с УИОП» от 05.09.2022 года №106 ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМАХ, ПЕРИОДИЧНОСТИ И ПОРЯДКЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «МАОУ СОШ «5 с УИОП » (далее Положение) является локальным актом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «МАОУ СОШ «5 с УИОП» (далее - Учреждение), регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся, а также порядок хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами федерального уровня: - с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего и среднего общего образования; а также уставом МАОУ «СОШ №5 с УИОП» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.3. На основании пункта 10 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12. 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации. 1.4. Настоящее Положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. 1.5. Цель данного положения: 1 - обеспечение прав обучающихся в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами; - выработка единых подходов к формам, порядку и периодичности промежуточной аттестации, повышение ответственности каждого учителя - предметника за результат труда и за степень освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к результату освоения; - оценка качества промежуточных результатов обучения требованиям государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, установление фактического уровня теоретических знаний по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков; - контроль реализации содержания образовательных программ и календарно - тематического графика изучения учебных предметов; - организация системы коррекции целеполагания, планирования, внутришкольного контроля, оценки качества и мониторинга результатов образовательной деятельности учащихся и образовательного учреждения в целом в течение учебного года, направленной на достижение ими целевого ориентира. 1.6. Освоение общеобразовательной программы, в том числе, отдельной части или всего объема учебного предмета, курса дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в общеобразовательной организации. 1.7. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется общеобразовательной организацией самостоятельно. 1.8. Текущая аттестация успеваемости обучающихся представляет собой совокупность мероприятий, включающих планирование текущего контроля по отдельным учебным предметам курсам) учебного плана основной общеобразовательной программы, разработку содержания и методики преподавания отдельных контрольных работ, проверку (оценку) хода и результатов выполнения обучающимися указанных контрольных или проверочных работ, а также документальное оформление результатов проверки (оценки), осуществляемых в целях: - оценки индивидуальных образовательных достижений, обучающихся и динамики их роста в течение учебного года; -выявления индивидуально значимых и иных обстоятельств, способствующих или препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных результатов освоения соответствующей общеобразовательной программы; Изучения и оценки эффективности методов (методик), форм и средств обучения, используемых, а образовательной деятельности; - принятия организационно - педагогических и иных решений по совершенствованию образовательной деятельности. Текущая аттестация проводится преподавателем данной учебной дисциплины. 1.9. Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предметов по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года), по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета или комиссией (в случае введения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету, дисциплине). 1.10. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и локальными нормативными актами образовательной организации. 1.11. Академическая задолженность - это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. 2 1.12. Условный перевод в следующий класс - это перевод учащихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. 2. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 2.1. Текущая аттестация 2.1.1. Текущая аттестация - систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программойи направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего образования. 2.1.2. Текущая аттестация обучающихся осуществляется в целях: - определения степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы; - коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала; - предупреждения неуспеваемости. 2.1.3. Текущей аттестации подлежат обучающиеся 1-11 классов. 2.1.4. Текущий контроль (оценка результатов обучения) при организации освоения образовательных программ, в том числе, с применением дистанционных (электронных) образовательных технологий может проводиться в следующих формах: ■ письменные работы (тест, диктант, списывание, изложение, сочинение, реферат, эссе, контрольные, проверочные, диагностические, самостоятельные, лабораторные и практические работы, работа с текстом и др.); ■ устный ответ (опрос, защита проекта, реферата или творческой работы, сообщения, собеседования, семинары, практикумы, проверка навыков техники чтения, выразительное чтение наизусть и др.); ■ опрос (устный, письменный) при проведении урока в режиме online; ■ электронный опрос с применением тестов, интерактивных заданий; ■ диагностика образовательных достижений, обучающихся (стартовый, промежуточный, итоговый контроль); ■ педагогическое наблюдение (групповая работа, проекты, дискуссии, ролевые игры, моделируемые образовательные ситуации, квесты и др.); ■ экспертная оценка (индивидуальные проекты; творческие работы; разработка изделий, предметов живописи, продуктов словесного творчества; разработка компьютерных программ; разработка моделей и др.); ■ игра на ударно-шумовых инструментах, вокальное исполнение произведений, выполнение рисунков; сдача нормативов; ■ листы индивидуальных достижений, таблицы отслеживания динамики достижений, технологические карты мониторинга качества знаний, таблицы мониторинга физической подготовленности обучающихся, комплексные проверочные работы (в том числе, для безотметочной системы оценивания в 1-х классах); ■ иные формы, предусмотренные учебным планом (индивидуальным учебным планом). 2.1.5. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся при реализации образовательных программ, в том числе, с применением электронного обучения, дистанционных 3 образовательных технологий, определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы. 2.1.6. Избранная форма текущей аттестации сообщается педагогическим работником администрации школы одновременно с представлением календарного графика оценочных процедур по предмету (предметам) заместителю руководителя образовательного учреждения по учебной работе. 2.1.7. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе. 2.1.8. Критерии оценки результатов проведения текущего контроля предметных достижений обучающегося разрабатываются педагогическим работником самостоятельно в соответствии с выбранной формой оценки и доводятся до сведения обучающихся перед проведением контроля. 2.1.9. Текущий контроль при реализации образовательных программ, в том числе, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, осуществляется педагогическим работником в соответствии с недельной учебной нагрузкой и расписанием учебных занятий. 2.1.10. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой и включают проведение дополнительной работы с обучающимся, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 2.1.11. Результаты текущего контроля фиксируются в Электронном журнале в соответствии с требованиями законодательства к защите персональных данных. Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается. 2.1.12. Ведение педагогами дневников обучающихся осуществляется в электронной (либо бумажной) форме. 2.1.13. Фиксация результатов текущего контроля успеваемости во 2 - 11 классах осуществляется по пятибалльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в электронный журнал к следующему уроку, за исключением: - отметки за творческие работы по русскому языку и литературе в 5 - 9-х классах - не позже, чем через неделю после их проведения; - отметки за сочинение в 10 - 11-х классах по русскому языку и литературе - не более чем через 14 дней. Отметка за сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляется в электронный журнал в две клеточки. 2.1.14. Общие критерии отметок при оценивании результатов учебной деятельности обучающихся: - отметку «5» («отлично») получает обучающийся, устный ответ, письменная работа или результат практической деятельности которого в полной мере (на 90 - 100%) соответствуют требованиям (ожидаемым результатам) рабочей программы; - отметку «4» («хорошо») получает обучающийся устный ответ, письменная работа или результат практической деятельности, которого в целом (на 70 - 89%), соответствуют требованиям (ожидаемым результатам) рабочей программы, но содержат незначительные ошибки (недочеты); отметку «3» («удовлетворительно») получает обучающийся, устный ответ, письменная работа или результат практической деятельности которого в целом (на 50 69%) соответствуют требованиям (ожидаемым результатам) рабочей программы, но содержат недостатки, недочеты и ошибки; - отметку «2» («неудовлетворительно») получает обучающийся, устный ответ, письменная работа или результат практической деятельности которого лишь частично (50% и менее) соответствуют требованиям (ожидаемым результатам) рабочей программы и содержат значительные недостатки, недочеты и ошибки. 2.1.15. Текущая аттестация учащихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных (электронных) журналах в виде отметок по пятибалльной шкале в соответствии с программой формирования универсальных учебных 4 действий и системой оценивания учебных достижений, отражённых в основной образовательной программе образовательного учреждения в связи с введением ФГОС НОО. 2.1.16. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включённым в этот план. Текущие отметки у данных учащихся выставляются в специальный журнал, который хранится в учебной части, согласно срокам, указанным в номенклатуре дел, а затем передаётся в архив. Итоговая отметка заносится в классный (электронный) журнал класса, где закреплён данный обучающийся. 2.1.17. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, в школах олимпийского резерва, аттестуются на основе итогов их аттестации в этих учебных заведениях по представленному ими документу, заверенному печатью учреждения. В случае отсутствия текущих отметок вопрос об их аттестации решается в индивидуальном порядке. 2.1.18. Отметка учащихся за четверть (полугодие) выставляется на основе результатов письменных работ и устных ответов учащихся и с учётом их фактических знаний, умений и навыков не позднее, чем за два дня до завершения учебной четверти. 2.1.19. С целью информирования обучающихся и предоставления им возможности для улучшения отметки 1-й, 2-й, и 3-й четвертях в 2 - 11-х классах предусматривается предварительное выставление четвертной оценки по каждому предмету учебного плана за две недели до окончания четверти, полугодия, что фиксируется в классном (электронном) журнале классным руководителем. 2.1.20. Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости,обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими неудовлетворительную оценку за четвертную (полугодовую) письменную работу, и проведение текущего контроля успеваемости по итогам четверти и/или темы (раздела) для отсутствовавших ранее обучающихся по уважительной причине. 2.1.22. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям обучающихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости: - в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; - в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине. 2.1.23. По предмету «Физическая культура» у учащихся, имеющих специальную медицинскую группу, отметки выставляются в классный журнал. Учащимся, имеющим по данному предмету освобождение по состоянию здоровья, в классном журнале делается запись «освобождён» и проставляется номер приказа по общеобразовательному учреждению. Учащиеся, освобождённые от физической культуры по состоянию здоровья на длительный период (четверть и более) на основании справки из медицинского учреждения и заявления родителей (законных представителей), не выполняют практическую часть образовательной программы по физической культуре, изучение теоретической части программы является обязательным. В классном журнале отсутствие на уроке не фиксируется («н» не ставится), отметки выставляются в раздел «Основы теоретических знаний». Контроль освоения теоретической части программного материала осуществляется не реже 3 раз в четверть. 2.1.24. Обучающиеся, пропустившие по неуважительным причинам более 70% учебных занятий (в том числе по инициативе родителей - пребывание в совместном отпуске), не аттестуются. Вопрос об аттестации данных учащихся решается в индивидуальном порядке руководителем образовательного учреждения по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся. Академические задолженности ликвидируются в сроки, установленные приказом руководителя образовательного учреждения. Ответственность за прохождение текущей аттестации в установленные сроки несут родители (законные представители) обучающихся. 2.2. Промежуточная аттестация 2.2.1. Целями проведения промежуточной аттестации является установление фактического уровня освоения обучающимися образовательной программы образовательного учреждения, 5 в том числе отдельной части или всего учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы для принятия решения о переводе обучающихся в следующий класс или об их допуске к итоговой аттестации. 2.2.2. Промежуточная аттестация в образовательном учреждении проводится на основе принципов объективности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования. Промежуточная (четвертная, полугодовая, годовая) аттестация представляет собой тестирования, зачёты, собеседования и контрольные работы, осуществляется во время заключительного повторения, в конце каждой четверти, полугодия, года. 2.2.3. Содержание промежуточной аттестации по учебному предмету, курсу, дисциплине должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, программам учебных предметов, календарно-тематическому планированию учителя -предметника. 2.2.4. Промежуточная аттестация проводится: - в 1-ых классах по безотметочной системе с фиксацией уровня достижений обучающихся в личных листах достижений по основным показателям обученности: чтение, письмо, вычислительные навыки. - по безотметочной системе фиксируются результаты освоения программ факультативных курсов, а так же курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно - нравственной культуры народов России», объектом оценивания которых является нравственная и культурологическая компетентность ребёнка, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. - в о 2 - 9-х классах по учебным предметам с недельной нагрузкой более одного учебного часа по четвертям. - в 10 - 11-х классах - по полугодиям. - по учебным предметам с недельной нагрузкой 0,5 часа и один час в любом из 2 - 9-х классов - только по полугодиям. 2.2.5. Формами промежуточной аттестации при реализации образовательных программ (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения) являются ■ контрольные работы ■ тестирование ■ диагностические работы ■ зачеты ■ защита проектов, рефератов, творческих работ. Защита проектов, рефератов предполагает предварительный выбор учащимися интересующей его темы работы с учётом рекомендации учителя - предметника, глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов по проблеме, теме реферата. Устная аттестация предполагает ответы на вопросы, предложенные учителем за неделю до проведения аттестации, выполнение предложенных практических заданий (решение задач, разбор предложений, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта и т.д.). 2.2.6. Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР) в 4-8 классах используются как форма промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ и являются частью Графика оценочных процедур в образовательной организации. Дублирование оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем предметам, по которым проводятся ВПР, исключается. 2.2.7. Образовательная организация обеспечивает проведение ВПР по учебным предметам в штатном режиме в сроки, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ. Издает соответствующие локальные правовые акты. 6 2.2.8. Проверка работ осуществляется силами Образовательной организации в соответствии с локальным актом. В качестве экспертов выступают педагоги высоких квалификационных категорий. 2.2.9. Для выставления отметок по ВПР используются рекомендованные шкалы. Отметка по предмету выставляется в сетевой электронный журнал, имеет вес контрольной точки. При результате «2» (неудовлетворительно) за ВПР обучающийся с письменного согласия родителей может написать годовую контрольную работу и повысить результат. 2.2.10. Участие обучающихся в ВПР является обязательным в соответствии с документами Министерства образования и науки РФ. От участия в ВПР могут быть освобождены обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, инвалидностью (далееОВЗ) по письменному заявлению родителей (законных представителей). 2.2.11. Периодичность и порядок промежуточной аттестации: ■ Промежуточная аттестация проводится по всем предметам учебного плана. ■ Учителя 2 - 8 , 10-х классов доводят до сведения учащихся и родителей форму промежуточной аттестации, сроки проведения, состав экспертной комиссии (в случае применения аттестации в форме защиты проекта). ■ От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены отличники учёбы, призёры городских, окружных и областных предметных олимпиад; учащиеся, прошедшие или направляющиеся на санаторное лечение в течение учебного года; учащиеся, направляющиеся на спортивные соревнования или тренировочные сборы. ■ График проведения промежуточной аттестации составляется заместителем руководителя по учебной работе. ■ В один день может быть проведена промежуточная аттестация не более, чем по двум предметам. ■ При проведении промежуточной аттестации возможно присутствие представителей администрации школы, членов экспертной комиссии по распоряжению руководителя образовательного учреждения, членов родительской общественности по согласованию с руководителем или его заместителями. ■ Промежуточная аттестация обучающихся в форме семейного образования осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) комиссией педагогов, назначенных приказом руководителя ОУ, в сроки, указанные в договоре между родителями (законными представителями) и образовательным учреждением. Отметка по предмету промежуточной аттестации заносится в протокол, табель успеваемости, личное дело обучающегося. По итогам промежуточной аттестации общеобразовательное учреждение по решению педагогического совета имеет право расторгнуть договор между ОУ и родителями (законными представителями) при условии неосвоения обучающимся образовательных программ; переводить обучающегося в следующий класс, оставить на повторное обучение по согласованию с родителями (законными представителями). ■ Промежуточная аттестация обучающихся должна быть завершена не позднее 3-х дней до окончания учебной четверти (полугодия) во 2-11 классах, года - в 2-8, 10 классах; и не позднее недели до начала экзаменационного периода, установленного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации для учащихся 9, 11 классов. ■ Отметки по результатам промежуточной аттестации заносятся педагогами в электронный журнал в соответствии с установленными требованиями. 2.2.12. Результаты промежуточной аттестации включают: - оценку качества образованности обучающихся 2-11 классов по результатам диагностических работ; - оценку качества образованности учащихся 2-11 классов по результатам четвертных (полугодовых) контрольных работ, - оценку успеваемости учащихся классов углублённого изучения предметов 8 - 11 классов по результатам выполнения домашних заданий, проектов, четвертных (полугодовых) 7 контрольных работ, участия в предметных олимпиадах и защит реферативных и научно исследовательских работ; - оценку успеваемости учащихся 2-7 классов по совокупности текущих отметок и отметок по всем контрольным работам, выставленным в классный журнал. Оценка результатов промежуточной аттестации обучающихся проводится с использованием: - качественной оценки уровня образованности учащихся 1 - 11 классов по определению качества знаний и качества образованности учащихся на основе анализа результатов контрольных работ; - традиционной пятибалльной системы оценки успеваемости (2 - 11 классы). Результаты пятибалльной оценки успеваемости учащихся, занесенные в классный журнал, являются основанием для выставления четвертных, полугодовых и итоговых отметок, отражающих успеваемость обучающихся по всем предметам учебной программы. 2.2.13. Отметка выставляется на усмотрение учителя с учетом среднего арифметического значения, полученным обучающимся по результатам четверти или полугодия. В случае неудовлетворительной промежуточной аттестации учащегося ее результаты в обязательном порядке доводятся до сведения родителей (законных представителей) классным руководителем. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале. 2.2.14. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию о результатах промежуточной аттестации путём заполнения дневников обучающихся, в том числе электронных. В случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации (отметка «2», «неаттестация») классные руководители уведомляют родителей (законных представителей) обучающихся в письменной форме под роспись с указанием даты ознакомления не позднее, чем за 2 недели до окончания промежуточной аттестации. 2.2.15. Результаты, полученные в ходе промежуточной аттестации, являются документальной основой для составления ежегодного самообследования по результатам деятельности образовательного учреждения и публикуются на информационном сайте образовательного учреждения, в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». 3. Формы, периодичность и порядок проведения государственной итоговой аттестации 3.1. Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. 3.2. ГИА проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. 3.3. ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена. 3.4. ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. 3.5. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации. 3.6. Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой 8 аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 3.7. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении ГИА и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении ГИА по образовательным программам основного общего или среднего общего образования. 3.8. К ГИА, в форме ОГЭ, допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат "зачет" за итоговое собеседование по русскому языку. 3.9. К ГИА, в форме ЕГЭ, допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат "зачет" за итоговое сочинение (изложение). 3.10. Лицам, успешно прошедшим ГИА по образовательным программам основного общего или среднего общего образования, выдается аттестат об основном или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. 3.11. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из общеобразовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией. 4. Порядок перевода обучающихся в следующий класс 4.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, по решению педагогического совета школы, переводятся в следующий класс. 4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.3. Общеобразовательная организация создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 4.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз с момента образования академической задолженности в сроки, определяемые 9 приказом руководителя образовательной организации. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в санатории. 4.5. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз образовательной организацией создается экспертная комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя в количестве не менее трех педагогов. 4.6. Не допускается взимание платы с учеников за прохождение промежуточной аттестации. 4.7. По итогам повторной промежуточной аттестации руководителем образовательной организации издаётся приказ о ликвидации задолженности. 4.8. Лица, обучающиеся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие академическую задолженность с момента ее образования, оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого - медико- педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 4.9. Родителям (законным представителям) обучающегося за 2 недели до окончания промежуточной аттестации выдается письменное уведомление о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после прохождения им повторной промежуточной аттестации. 4.10. Общеобразовательная организация информирует родителей (законных представителей) обучающегося в письменной форме о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения. 4.11. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с выставленной за учебный период отметкой по предмету, курсу или дисциплине (модулю) обучающийся и его родители (законные представители) имеют право обжаловать выставленную отметку в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Деятельность данной комиссии регламентируется Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 5. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО 5.1. В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (далее- ООП ООО). 5.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. 5.3. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. 5.4. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории, формировать положительную учебную и социальную мотивацию. 5.5. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. 10 5.6. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. 5.7. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации: 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. 5.8. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. 5.9. В текущей образовательной деятельности возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: - соблюдении норм и правил поведения, принятых о образовательной организации; - участии в общественной жизни образовательной организации и ближайшего социального окружения, общественно - полезной деятельности; - прилежании и ответственности за результаты обучения; - готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной тракектории, социального окружения, общественно - полезной деятельности; - готовности и способности делать осознанный выбор, в том числе, выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на уровне среднего общего образования. 5.10. Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся. Любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным Законом от 17.07. 2006 №152 -Ф З «О персональных данных». В текущей учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося и может использоваться исклю чительно в целях оптимизации личностного развития ученика. 5.11. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах учебных программ по предметам. 5.12. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности - учебных предметов. 5.13. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. 5.14. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки оценивается достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые сложно или нецесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы (уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации). Оценка достижения метапредметных результатов ведется также в рамках системы промежуточной аттестации. 5.15. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (тематических) по всем предметам. 6.1. 6. Права и обязанности участников образовательного процесса Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по учебно 11 воспитательной работе) обязан: - на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации обучающихся; - довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные работы по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления образованием; - определить перечень и количество предметов, по которым организуется письменная и устная аттестация обучающихся; - установить сроки аттестационного периода; - утвердить состав аттестационных комиссий по предметам; - утвердить расписание экзаменов и консультаций; - решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести их аттестацию на основе текущей аттестации; - представить анализ итогов аттестации обучающихся на методические объединения и педсовет. 6.2. Учителя, входящие в состав аттестационных комиссий, обязаны: - подготовить аттестационный материал для проведения всех форм промежуточной аттестации по предметам, установленным и избранным обучающимися; - организовать необходимую консультативную помощь обучающимся при подготовке к итоговому контролю. 6.3. Обучающиеся школы и их родители под руководством классных руководителей создают необходимые комфортные условия в помещениях, отведенных для проведения промежуточной и итоговой аттестации. 6.4. Учащиеся имеют право: • на плановую промежуточную аттестацию качества образованности по контрольным предметам и качества знаний в виде оценки (отметки) успеваемости по всем предметам учебной программы, позволяющим в течение года оценить их успешность в изучении программного материала, а также результаты развития ключевых компетенций, ответственные за формирование системного и творческого характера их применения; • на досрочную промежуточную аттестацию в исключительных случаях и по согласованию с ведущим педагогом и администрацией; • на выбор предмета и тематики проведения реферативной и научно-исследовательской работы в 8 - 11 классах с согласия педагога; • на добровольное участие в школьном этапе предметных олимпиадах по основам наук; • на коррекцию знаний с помощью педагога в период каникул в случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации по уважительной причине (болезни) и последующую повторную аттестацию; 6.5. Коррекция знаний учащегося проводится учителем во время консультаций в течение учебного года и на дополнительных занятиях во время каникул. График дополнительных занятий в каникулы составляется учителем в соответствии с планом работы образовательного учреждения в каникулярное время и учебной нагрузкой учителя и утверждается заместителем руководителя по учебной работе. 6.6. В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам промежуточной аттестации из-за пропуска учебных занятий по неуважительной причине, учащийся также имеет право на повторную аттестацию, однако коррекция знаний по предмету при подготовке к повторной промежуточной аттестации осуществляется учащимся самостоятельно. 6.7. Ответственность за ликвидацию неудовлетворительных оценок по итогам аттестации возлагается на учащегося и его родителей. 6.8. Учитель имеет право: • самостоятельно, руководствуясь образовательной программой и Положением о системе школьной оценки качества образования, определять форму и содержание промежуточной 12 аттестации согласно календарно-тематическому планированию по предмету, отражённому в рабочей программе педагога; • освобождать от промежуточной аттестации учащихся, активно работавших на всех уроках и полностью выполнивших в срок все домашние задания по пройденной теме, с выставлением зачета автоматически; • проводить в исключительных случаях и по согласованию с администрацией досрочную промежуточную аттестацию учащихся; • допускать к сдаче четвертных (полугодовых) контрольных работ учащихся, полностью ликвидировавших пробелы в знаниях, допущенные вследствие пропусков уроков по уважительным и неуважительным причинам, путем предварительной сдачи отстающими учащимися зачетов по пропущенным или неудовлетворительно усвоенным темам. Организация изучения невыполненных (неосвоенных) разделов образовательных программ является обязанностью образовательного учреждения и может проводиться только в рамках времени, предоставляемого учебным расписанием, а также за счет резервных часов для повторения, без увеличения норм недельной учебной нагрузки обучающихся. Ответственность за изучение невыполненных (неосвоенных) разделов образовательных программ возлагается на учителей-предметников 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение о формах и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом школы, принимается на педагогическом совете и утверждается 9вводится в действие) приказом директора организации. Осуществляющей образовательную деятельность. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение. Оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 13