Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Для родителей будущих первоклассников

ФГОС-2021 для
начальной и основной
школы

ФГОС –
Федеральный государственный образовательный
стандарт - совокупность обязательных требований к
образованию определенного уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению
подготовки.

По ФГОС пишут учебники и методички,
определяют, сколько времени уделить тому
или иному предмету, решают, как проводить
аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.
Словом, ФГОС — это фундамент
образовательного процесса.
Основная задача ФГОС- создание единого
образовательного пространства по всей
России. Считается, что оно обеспечит
комфортные условия обучения для детей при
переезде в другой город или, к примеру, при
переходе на семейное обучение.

Утвердили новые ФГОС начального и
основного общего образования
• (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287).
• В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по
сравнению со старыми стандартами.
• Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО
начиная 2022/2023 учебного года.
Переход на ФГОС – до 2027 года
• Актуальный текст государственных образовательных стандартов
можно почитать на официальном сайте fgos.ru.

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными
образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не
использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был
не личностный, а предметный результат.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в
них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть
способности самостоятельно добывать информацию с использованием
технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность
ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной
деятельности.

Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты
третьего поколения будет осуществлён в сентябре
2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё
весной 2018, и с тех пор прорабатывается их
внедрение.

С сентября 2022 года
ученики 1-х и новых 5-х
классов будут обучаться
только по новым ФГОС

Подготовлено в ОКТИОНУ Образование

Новые ФГОС с
2022 года

•Минпросвещения запретило
принимать на обучение по старым
Ф ГО С в 1-е и 5-е классы с
2022/2023 учебного года.

•Дети, которые на этот момент
продолжают обучение в школе,
вправе продолжить обучение по
старым ФГОС или перейти на
новые

Что же принесут новые
ФГОС?

Стандарты образования
стали конкретнее и
единообразнее.
Учитывают современные
тенденции.

Новый стандарт снизил
максимальный предел часов
аудиторной нагрузки:

Аудиторных
занятий стало
меньше

с 3345 до 3190 — для начальной
школы;
с 6020 до 5549 — для основной
школы.
Это значит, что у школьника буд
меньше на 1-3 урока в неделю.

Но это не скажется на качестве
обучения!

Сделали ставку на
вариативность
программ

Теперь школа обязана еще больше
индивидуализировать программу, в том
числе:
- вводить углубленное изучение
предметов;
- комбинировать предметы, курсы,
модули;
- разрабатывать индивидуальные
учебные планы.
Разрешили по-разному вести
образовательный процесс в разных
группах, даже если дети из этих групп
входят в один класс.

Родной
язык
и
второй
иностранный
уже
не «обязаловка»

Предметы «Родной язык»,
«Литературное чтение на
родном языке», «Родная
литература», «Второй
иностранный язык» теперь
можно вводить, если есть
заявление родителей и ресурсы
у школы.
Язык надо выбрать из
школьного перечня.

Конкретизировали
требования к
итоговым знаниям
учеников

Детям станет понятнее,
чего от них хотят
учителя и классные
руководители.
Родителям проще
контролировать успехи
детей и работу
педагогов.

Основные изменения, внесённые в проекты современных
ФГОС:
· Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности,
школы) перед учениками и родителями.
· Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
· Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми
должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать,
интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
· Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков
(проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
· Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
(сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому
подобное).
· Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год
обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
(ранее это допускалось).
· Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов.
Главное, чтобы ребята не были перегружены.

• Всё наполнение программы начального
общего образования (содержание и
планируемые результаты обучения, условия
организации образовательной среды)
подчиняется современным целям начального
образования, которые представлены во ФГОС
как система личностных, метапредметных и
предметных достижений обучающегося.

Личностные результаты
• включают ценностные отношения
обучающегося к окружающему миру, другим
людям, а также к самому себе как субъекту
учебно-познавательной деятельности
(осознание её социальной значимости,
ответственность, установка на принятие
учебной задачи и др.).

Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

41.1.1. Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине - России;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
• уважение к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
41.1.2. Духовно-нравственного воспитания:
• признание индивидуальности каждого человека;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям.

41.1.3. Эстетического воспитания:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
• стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
41.1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
41.1.5. Трудового воспитания:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
41.1.6. Экологического воспитания:
• бережное отношение к природе;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
41.1.7. Ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира;
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты
• характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных
предметов, а также становление способности
к самообразованию и саморазвитию.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Предметные результаты
• В результате освоения содержания различных
предметов, курсов, модулей обучающиеся
овладевают рядом междисциплинарных
понятий, а также различными знаковосимволическими средствами, которые
помогают обучающимся применять знания
как в типовых, так и в новых, нестандартных
учебных ситуациях.

Предметные результаты

1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
• различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
• вычленять звуки из слова;
• различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’]
и гласный звук [и]);
• различать ударные и безударные гласные звуки;
• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
• различать понятия «звук» и «буква»;
• определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без
стечения согласных); определять в слове ударный слог;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце
слова;
• правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности
букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
• писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы,
соединения букв, слова;

• применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии,
клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа
«согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
• правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объёмом не более 25 слов;
• писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов,
тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с
произношением;
• находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
• понимать прослушанный текст;
• читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и
пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
• находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
• составлять предложение из набора форм слов;
• устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
• использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Пример
требований по
иностранному
языку в
начальной школе

Письменная речь. Выпускник
должен:

- владеть техникой письма;
- заполнять простые анкеты с
личной информацией по нормам,
принятым в стране изучаемого
языка;
- писать электронное сообщение
личного характера объемом до 40
слов с опорой на предъявленный
педагогом образец.

Финансовая грамотность. С младших классов школьники теперь начнут
изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о
введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки
на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов
«Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика»,
«География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать
максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в
реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые
стандарты позволяют обновить содержание программ и в части
гуманитарных направлений, и в части предметов научнотехнического цикла, расширить знания школьников о здоровом
образе жизни, экологии, задействовать интерактивные
программы, формирующие патриотическое
воспитание».

Предметные области
Русский язык и литературное
чтение

Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык,
Литературное чтение

Родной язык и литературное
Родной язык и (или) государственный язык
чтение на родном языке
республики Российской Федерации,
Литературное чтение на родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание ("окружающий
мир")
Основы религиозных культур
и светской этики

Искусство
Технология
Физическая культура

Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики:
учебный модуль: "Основы православной
культуры";
учебный модуль: "Основы иудейской культуры";
учебный модуль: "Основы буддийской
культуры";
учебный модуль: "Основы исламской культуры";
учебный модуль: "Основы религиозных культур
народов России";
учебный модуль: "Основы светской этики"
Изобразительное искусство, Музыка
Технология
Физическая культура

Примерная основная образовательная программа начального общего образования 573я основная образовательная прог

Вариант 1
Примерный учебный план начального общего образования (5-дневная неделя)
Предметные области

Учебные предметы классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и
светской этики

Основы религиозных культур и
светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

1

1

1

0

3

21

23

23

23

90

Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение

Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка

Примерная основная образовательная программа начального общего образования 577 я основная образовательн

Вариант 3
Примерный учебный план начального общего
образования (1 кл. — 5-дневная учебная неделя, 2—4 кл.
— 6-дневная)
Количество часов в неделю
Учебные предметы Классы
Предметные области
I
II
III
IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

5

5

5

19

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской
этики

Основы религиозных культур и
светской этики

1

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

1

2

2

2

7

21

24

24

26

94

Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка

■-

-

САЙТ ЛИЦЕЯ

•http://xn--7-jtbifh1e.xn--p1ai/

•7лицей.рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».