ФГОС-2021 для начальной и основной школы ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса. Основная задача ФГОС- создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение. Утвердили новые ФГОС начального и основного общего образования • (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287). • В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. • Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО начиная 2022/2023 учебного года. Переход на ФГОС – до 2027 года • Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru. Первое поколение ФГОС Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат. Второе поколение образовательных стандартов ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Третье поколение ФГОС Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их внедрение. С сентября 2022 года ученики 1-х и новых 5-х классов будут обучаться только по новым ФГОС Подготовлено в ОКТИОНУ Образование Новые ФГОС с 2022 года •Минпросвещения запретило принимать на обучение по старым Ф ГО С в 1-е и 5-е классы с 2022/2023 учебного года. •Дети, которые на этот момент продолжают обучение в школе, вправе продолжить обучение по старым ФГОС или перейти на новые Что же принесут новые ФГОС? Стандарты образования стали конкретнее и единообразнее. Учитывают современные тенденции. Новый стандарт снизил максимальный предел часов аудиторной нагрузки: Аудиторных занятий стало меньше с 3345 до 3190 — для начальной школы; с 6020 до 5549 — для основной школы. Это значит, что у школьника буд меньше на 1-3 урока в неделю. Но это не скажется на качестве обучения! Сделали ставку на вариативность программ Теперь школа обязана еще больше индивидуализировать программу, в том числе: - вводить углубленное изучение предметов; - комбинировать предметы, курсы, модули; - разрабатывать индивидуальные учебные планы. Разрешили по-разному вести образовательный процесс в разных группах, даже если дети из этих групп входят в один класс. Родной язык и второй иностранный уже не «обязаловка» Предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык» теперь можно вводить, если есть заявление родителей и ресурсы у школы. Язык надо выбрать из школьного перечня. Конкретизировали требования к итоговым знаниям учеников Детям станет понятнее, чего от них хотят учителя и классные руководители. Родителям проще контролировать успехи детей и работу педагогов. Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС: · Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. · Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных. · Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). · Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). · Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное). · Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). · Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. • Всё наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые результаты обучения, условия организации образовательной среды) подчиняется современным целям начального образования, которые представлены во ФГОС как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные результаты • включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи и др.). Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: 41.1.1. Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине - России; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; • уважение к своему и другим народам; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 41.1.2. Духовно-нравственного воспитания: • признание индивидуальности каждого человека; • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 41.1.3. Эстетического воспитания: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 41.1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); • бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 41.1.5. Трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 41.1.6. Экологического воспитания: • бережное отношение к природе; • неприятие действий, приносящих ей вред. 41.1.7. Ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты • характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Предметные результаты • В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаковосимволическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях. Предметные результаты 1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся научится: • различать слово и предложение; вычленять слова из предложений; • вычленять звуки из слова; • различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]); • различать ударные и безударные гласные звуки; • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); • различать понятия «звук» и «буква»; • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог; • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов; • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова; • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов; • писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением; • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; • понимать прослушанный текст; • читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения; • находить в тексте слова, значение которых требует уточнения; • составлять предложение из набора форм слов; • устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям; • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. Пример требований по иностранному языку в начальной школе Письменная речь. Выпускник должен: - владеть техникой письма; - заполнять простые анкеты с личной информацией по нормам, принятым в стране изучаемого языка; - писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на предъявленный педагогом образец. Финансовая грамотность. С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научнотехнического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание». Предметные области Русский язык и литературное чтение Учебные предметы (учебные модули) Русский язык, Литературное чтение Родной язык и литературное Родной язык и (или) государственный язык чтение на родном языке республики Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: "Основы православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль: "Основы исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России"; учебный модуль: "Основы светской этики" Изобразительное искусство, Музыка Технология Физическая культура Примерная основная образовательная программа начального общего образования 573я основная образовательная прог Вариант 1 Примерный учебный план начального общего образования (5-дневная неделя) Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю Всего I II III IV Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык - 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 0 3 21 23 23 23 90 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка Примерная основная образовательная программа начального общего образования 577 я основная образовательн Вариант 3 Примерный учебный план начального общего образования (1 кл. — 5-дневная учебная неделя, 2—4 кл. — 6-дневная) Количество часов в неделю Учебные предметы Классы Предметные области I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 19 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык - 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 2 2 2 7 21 24 24 26 94 Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка ■- - САЙТ ЛИЦЕЯ •http://xn--7-jtbifh1e.xn--p1ai/ •7лицей.рф