Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов» 623101 Свердловская область, город Первоуральск, проспект Космонавтов 15 А телефон: 63-94-05, 63-94-92, факс 63-92-21 E-mail: school5-pu@yandex.ru Рассмотрено на педагогическом совете Протокол от 31.08.2023 года № 2 Утверждено приказом МАОУ «СОШ №5 с УИОП» от _________ года № _____ ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ МАОУ «СОШ №5 С УИОП» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о библиотеке (далее положение) МАОУ «СОШ №5 с УИОП» (далее – школа) регламентирует порядок организации и осуществления деятельности школьной библиотеки (библиотеки). 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы. 1.3. В своей деятельности сотрудники библиотеки руководствуются также иными федеральными, региональными нормативными актами, регулирующими деятельность образовательных учреждений. 1.4. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. 1.5. Школьная библиотека участвует в образовательной деятельности для обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование доступными образовательными ресурсами информационнообразовательного пространства школы, города, региона, РФ. 1.6. Библиотека обеспечивает доступ к образовательным ресурсам на бумажном и электронном носителе, к ресурсам сети Интернет, электронному каталогу. 1.7. Библиотека в своей деятельности опирается на следующие принципы: ₋ принцип ориентации на пользователя: деятельность ориентирована на интересы и индивидуальный информационно-образовательный запрос пользователя, готового активно использовать ресурсы библиотеки и принимать участие в формировании контента и услуг информационнобиблиотечного центра. ₋ принцип мультимедийного представления информационных ресурсов: мультимедиа обеспечивает возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации (текст, звук, графику, видео) и позволяет задействовать все каналы восприятия информации человеком. 1.8. Пользователи школьной библиотеки: педагогические работники, обучающиеся, социальные партнёры. 2. Цель и задачи деятельности библиотеки 2.1. Ведущей целью деятельности библиотеки является обеспечение доступности и удовлетворение информационно-образовательных потребностей обучающихся и педагогов, освоение новых способов работы с информацией, формирование инновационных практик организации образовательного процесса в условиях информатизации. 2.2. Задачи библиотеки: ₋ обеспечение информационно-библиотечного сопровождения реализации ₋ ₋ ₋ ₋ ₋ ₋ ₋ ₋ ₋ основных образовательных программ; организация комплексного информационно-библиотечного обслуживания, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям; формирование у пользователей навыков независимого библиотечного поведения и содействие в развитии навыков самообразования; формирование и развитие у обучающихся читательской грамотности и культуры. организация информационно-библиотечной работы в целях духовнонравственного, гражданского и трудового воспитания обучающихся; содействие в развитии творческих способностей, профориентации обучающихся; содействие в организации гибкого обучения в информационной образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы; формирование основного и дополнительного фондов в соответствии с профилем учебной и методической деятельности лицея и информационными потребностями пользователей; организация библиотечной внеурочной образовательной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ школы; защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 3. Основные функции библиотеки 3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. 3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы. Размещение, сохранность и организация документов. Библиотека комплектуется по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, л и тературы. Фонд библиотеки состоит из книг. 3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале. 3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталогов и карточек, справочноинформационного фонда. 3.5. Информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с обучащимися занятий по основам библиотечноинформационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации. 3.6. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы. 3.7.Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов. Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время. 3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждения книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.). 3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования. 3.10. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей. 3.11. Участие в работе библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с библиотеками города с целью эффективного использования библиотечных ресурсов. 3.12. Изучение состояния читательского спроса с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 3.13. Исключение из библиотечного фонда ветхой, непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Проверка содержания литературы, поступающей в школьную библиотеку на наличие материалов экстремистского характера. 3.14. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки. 4. Организация деятельности библиотеки 4.1. Структура библиотеки: ₋ абонемент, ₋ читальный зал, ₋ компьютерная зона для индивидуальной и групповой работы пользователей, ₋ копировально-множительный участок. 4.2. Для обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, школа обеспечивает библиотеку: ₋ гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов и обеспечения доступа к сетевым ресурсам; ₋ необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров в соответствии с положениями СанПиН; ₋ современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; ₋ ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования; ₋ библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности несет педагогбиблиотекарь. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). 4.4. Режим работы библиотеки определяется директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка лицея. При определении режима работы предусматривается выделение: ₋ двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; ₋ одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; ₋ не менее одного раза в месяц - методического дня. 4.5. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с участниками образовательных отношений библиотека взаимодействует с библиотеками города и региона. 4.6. Основные виды деятельности школьной библиотеки: 4.6.1. Формирование информационных и образовательных ресурсов в целях удовлетворения информационных и образовательных потребностей участников образовательных отношений. 4.6.2. Формирование единого фонда: комплектование учебными, научно-популярными, научными, художественными изданиями для учащихся и педагогов на бумажных и электронных носителях информации, в т.ч. создаваемых в образовательной организации (тематические папки-накопители документов, публикации и работы педагогов, лучшие научные работы и рефераты учащихся и другие материалы, ориентированные на пользователей библиотеки), пополнение фонда за счет привлечения информационных ресурсов сети Интернет. 4.6.3. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки, включающего традиционные каталоги (алфавитный, систематический). 4.6.4. Осуществление информационного, библиотечного и справочнобиблиографического обслуживания всех категорий пользователей образовательной организации. 4.6.5. Организация деятельности абонемента, читального зала, зоны индивидуальной и коллективной работы пользователей. 4.6.7. Проведение массовых мероприятий, имеющих образовательные, информационные, культурно-воспитательные цели. Организация сетевых образовательных событий. 4.6.8. Использование телекоммуникационных технологий в решении задач библиотечной поддержки образовательной деятельности и обеспечении доступа к информации. 4.7. Формы реализации образовательной функции библиотеки: ₋ библиотечный урок; ₋ викторина; ₋ образовательная выставка; ₋ встречи с интересными людьми и т.д. 4.8. К материально-технической составляющей библиотеки относятся библиотечная локальная сеть и выход в Интернет, компьютеры. 4.9. К информационно-методической составляющей библиотеки относится имеющееся программное обеспечение и различные цифровые образовательные ресурсы. 4.10. Организационная составляющая библиотеки включает в себя механизмы использования ресурсных возможностей информационнообразовательной среды в практике образовательной деятельности обучающихся. 5. Права и обязанности пользователей библиотеки 5.1. Права пользователей библиотеки: 5.1.1 Право принимать участие в образовательных событиях, проводимых в библиотеке с его участием; 5.1.2. Пользователи имеют право бесплатно получать: ₋ информацию о наличии в школьном библиотеке конкретного документа; ₋ сведения о составе информационных и образовательных ресурсов библиотеки через систему каталогов и другие формы информирования; ₋ консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; ₋ любой документ из фондов во временные пользования на условиях, определенных Правилами пользования библиотеки школы. 5.2. Ответственность пользователей библиотеки: 5.2.1. Пользователи библиотеки школы несут ответственность за использование цифрового контента, за безопасную работу в сети Интернет в соответствии с российским законодательством. За сохранность печатных изданий. 5.2.2. Пользователи обязаны соблюдать Правила пользования библиотекой школы. Возвращать печатные издания в целости, чистыми, без дополнительных записей и рисунков. 5.2.3. Пользователи, нарушившие Правила пользования библиотеки школы и причинившие ущерб, несут ответственность в соответствии с российским законодательством. 6. Права и обязанности библиотеки 6.1. Библиотека имеет право: ₋ самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными данным положением; ₋ изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов и действующим законодательством; ₋ входить в библиотечные объединения в установленном действующим законодательством порядке; ₋ участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных, региональных и международных программ развития библиотечного дела. 6.2. В обязанности библиотеки школы входит: ₋ соблюдать государственные библиотечные стандарты и нормативы; ₋ обслуживать пользователей в соответствии с действующим ₋ ₋ ₋ ₋ ₋ ₋ законодательством, данным положением и Правилами пользования библиотеки школы; производить обеспечение пользователей информационными ресурсами библиотеки в строгом соответствии с возрастной категорией обучающихся; производить расстановку фонда в соответствии с выделенными возрастными категориями; осуществлять регулярную сверку (не реже 2 раз в год) библиотечных фондов с Федеральным списком экстремистских материалов; информировать пользователей о видах предоставляемых услуг; обеспечивать сохранность использования носителей информации; повышать профессиональную квалификацию. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение принимается Педагогическим советом школы и подлежит обязательному утверждению директором школы. 7.2. Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения директором школы. 7.3. Настоящее положение утрачивает силу, в случае принятия нового положения с момента вступления его в силу. 7.4. В настоящее положение директором лицея, могут быть внесены изменения и дополнения в установленном порядке. 7.5. Внесение изменений и дополнений в настоящее положение оформляется приказом директора школы. 7.6. Дата вступления изменений и дополнений в силу определяется директором школы и устанавливается в приказе о внесении изменений и дополнений в положение о локальных актах. 7.7. Вопросы, не урегулированные в настоящем положении, подлежат регулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом школы и иными локальными нормативными актами лицея.