Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение о библиотеке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением
отдельных предметов»
623101 Свердловская область, город Первоуральск, проспект Космонавтов 15 А
телефон: 63-94-05, 63-94-92, факс 63-92-21
E-mail: school5-pu@yandex.ru

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол от 31.08.2023 года № 2

Утверждено приказом
МАОУ «СОШ №5 с УИОП»
от _________ года № _____

ПОЛОЖЕНИЕ
О БИБЛИОТЕКЕ
МАОУ «СОШ №5 С УИОП»

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о библиотеке (далее положение) МАОУ «СОШ
№5 с УИОП» (далее – школа) регламентирует порядок организации и
осуществления деятельности школьной библиотеки (библиотеки).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О
библиотечном деле», Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию», Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности», Уставом и Правилами
внутреннего трудового распорядка школы.
1.3. В своей деятельности сотрудники библиотеки руководствуются также
иными
федеральными,
региональными
нормативными
актами,
регулирующими деятельность образовательных учреждений.
1.4. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с
российскими
культурными
и
образовательными
традициями.
Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на
максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.
1.5. Школьная библиотека участвует в образовательной деятельности для
обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное
пользование доступными образовательными ресурсами информационнообразовательного пространства школы, города, региона, РФ.
1.6. Библиотека обеспечивает доступ к образовательным ресурсам на
бумажном и электронном носителе, к ресурсам сети Интернет,
электронному каталогу.
1.7. Библиотека в своей деятельности опирается на следующие принципы:
₋ принцип ориентации на пользователя: деятельность ориентирована на
интересы и индивидуальный информационно-образовательный запрос
пользователя, готового активно использовать ресурсы библиотеки и
принимать участие в формировании контента и услуг информационнобиблиотечного центра.
₋ принцип мультимедийного представления информационных ресурсов:
мультимедиа обеспечивает возможность
создания, хранения и
воспроизведения разнородной информации (текст, звук, графику, видео)
и позволяет задействовать все каналы восприятия информации человеком.
1.8. Пользователи школьной библиотеки: педагогические работники,
обучающиеся, социальные партнёры.

2. Цель и задачи деятельности библиотеки
2.1. Ведущей
целью деятельности библиотеки является обеспечение
доступности
и
удовлетворение
информационно-образовательных
потребностей обучающихся и педагогов, освоение новых способов работы
с информацией, формирование инновационных практик организации
образовательного процесса в условиях информатизации.
2.2. Задачи библиотеки:
₋ обеспечение информационно-библиотечного сопровождения реализации

₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋

основных образовательных программ;
организация комплексного информационно-библиотечного обслуживания,
обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям;
формирование у пользователей навыков независимого библиотечного
поведения и содействие в развитии навыков самообразования;
формирование и развитие у обучающихся читательской грамотности и
культуры.
организация информационно-библиотечной работы в целях духовнонравственного, гражданского и трудового воспитания обучающихся;
содействие в развитии творческих способностей, профориентации
обучающихся;
содействие в организации гибкого обучения в информационной
образовательной
среде,
включающей
в
себя
электронные
информационные ресурсы;
формирование основного и дополнительного фондов в соответствии с
профилем
учебной
и
методической
деятельности
лицея
и
информационными потребностями пользователей;
организация библиотечной внеурочной образовательной деятельности в
рамках реализации основных образовательных программ школы;
защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

3. Основные функции библиотеки
3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей
библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся,
участие в образовательном процессе.
3.2. Формирование
библиотечного
фонда
в
соответствии
с
образовательными программами школы. Размещение, сохранность и
организация документов. Библиотека комплектуется
по отраслевому
составу фонд: учебной, художественной, справочной, л и тературы. Фонд
библиотеки состоит из книг.
3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале.
3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных
особенностей читателей: каталогов и
карточек, справочноинформационного фонда.
3.5. Информационно-библиографическое
обслуживание
обучающихся,
педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе
книг, проведение с обучащимися занятий по основам библиотечноинформационных знаний, по воспитанию культуры и творческому
чтению, привитие навыков и умения поиска информации.
3.6. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных
направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых
информационных и библиотечных технологий, организационных форм и
методов работы.
3.7.Организация
дифференцированного,
персонифицированного
обслуживания
читателей
с
максимальным
учетом
интересов.
Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное

время.
3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров,
обсуждения книг, читательских конференций, литературных вечеров,
викторин и др.).
3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их
самообразования и профессионального образования.
3.10. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и
благоприятных условий для обслуживания читателей.
3.11. Участие в работе библиотечно-информационных объединений,
взаимодействие с библиотеками города с целью эффективного
использования библиотечных ресурсов.
3.12. Изучение состояния читательского спроса с целью формирования
оптимального состава библиотечного фонда.
3.13. Исключение из библиотечного фонда ветхой, непрофильной и излишней
(дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными
правовыми актами. Проверка содержания литературы, поступающей в
школьную библиотеку на наличие материалов экстремистского характера.
3.14. Систематическое
информирование
читателей
о
деятельности
библиотеки.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Структура библиотеки:
₋ абонемент,
₋ читальный зал,
₋ компьютерная зона для индивидуальной и групповой работы
пользователей,
₋ копировально-множительный участок.
4.2. Для обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, школа
обеспечивает библиотеку:
₋ гарантированным
финансированием
комплектования библиотечноинформационных ресурсов и обеспечения доступа к сетевым ресурсам;
₋ необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров в соответствии с положениями
СанПиН;
₋ современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
₋ ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования;
₋ библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности несет педагогбиблиотекарь. Библиотечный фонд должен быть укомплектован

печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники
и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем
входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
4.4. Режим работы библиотеки определяется директором школы в
соответствии с правилами внутреннего распорядка лицея. При определении
режима работы предусматривается выделение:
₋ двух
часов
рабочего
времени
ежедневно
на
выполнение
внутрибиблиотечной работы;
₋ одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
₋ не менее одного раза в месяц - методического дня.
4.5. В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с участниками образовательных отношений
библиотека взаимодействует с библиотеками города и региона.
4.6. Основные виды деятельности школьной библиотеки:
4.6.1. Формирование информационных и образовательных ресурсов в целях
удовлетворения информационных и образовательных потребностей
участников образовательных отношений.
4.6.2. Формирование единого фонда:
комплектование
учебными,
научно-популярными,
научными,
художественными изданиями для учащихся и педагогов на бумажных и
электронных носителях информации, в т.ч. создаваемых в образовательной
организации (тематические папки-накопители документов, публикации и
работы педагогов, лучшие научные работы и рефераты учащихся и
другие материалы, ориентированные на пользователей библиотеки),
пополнение фонда за счет привлечения информационных ресурсов сети
Интернет.
4.6.3. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата
библиотеки,
включающего
традиционные
каталоги (алфавитный,
систематический).
4.6.4. Осуществление информационного, библиотечного и справочнобиблиографического обслуживания всех категорий пользователей
образовательной организации.
4.6.5. Организация деятельности абонемента, читального зала, зоны
индивидуальной и коллективной работы пользователей.
4.6.7. Проведение массовых мероприятий, имеющих образовательные,
информационные, культурно-воспитательные цели. Организация сетевых
образовательных событий.
4.6.8. Использование телекоммуникационных технологий в решении задач
библиотечной поддержки образовательной деятельности и обеспечении
доступа к информации.
4.7. Формы реализации образовательной функции библиотеки:
₋ библиотечный урок;
₋ викторина;
₋ образовательная выставка;
₋ встречи с интересными людьми и т.д.

4.8. К материально-технической составляющей библиотеки
относятся
библиотечная локальная сеть и выход в Интернет, компьютеры.
4.9. К информационно-методической составляющей библиотеки относится
имеющееся
программное
обеспечение и различные цифровые
образовательные ресурсы.
4.10. Организационная
составляющая
библиотеки включает в себя
механизмы использования ресурсных возможностей информационнообразовательной среды в практике образовательной деятельности
обучающихся.
5. Права и обязанности пользователей библиотеки
5.1. Права пользователей библиотеки:
5.1.1 Право принимать участие в образовательных событиях, проводимых в
библиотеке с его участием;
5.1.2. Пользователи имеют право бесплатно получать:
₋ информацию о наличии в школьном библиотеке конкретного документа;
₋ сведения о составе информационных и образовательных ресурсов
библиотеки через систему каталогов и другие формы информирования;
₋ консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
₋ любой документ из фондов во временные пользования на условиях,
определенных Правилами пользования библиотеки школы.
5.2. Ответственность пользователей библиотеки:
5.2.1. Пользователи библиотеки школы несут ответственность за
использование цифрового контента, за безопасную работу в сети Интернет
в соответствии с российским законодательством. За сохранность печатных
изданий.
5.2.2. Пользователи обязаны соблюдать Правила пользования библиотекой
школы. Возвращать печатные издания в целости, чистыми, без
дополнительных записей и рисунков.
5.2.3. Пользователи, нарушившие Правила пользования библиотеки школы и
причинившие ущерб, несут ответственность в соответствии с российским
законодательством.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Библиотека имеет право:
₋ самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей
деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными
данным положением;
₋ изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с
порядком исключения документов и действующим законодательством;
₋ входить в библиотечные объединения в установленном действующим
законодательством порядке;
₋ участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных,
региональных и международных программ развития библиотечного дела.
6.2. В обязанности библиотеки школы входит:
₋ соблюдать государственные библиотечные стандарты и нормативы;
₋ обслуживать
пользователей
в
соответствии
с
действующим

₋
₋
₋
₋
₋
₋

законодательством, данным положением и Правилами пользования
библиотеки школы;
производить обеспечение пользователей информационными ресурсами
библиотеки в строгом соответствии с возрастной категорией
обучающихся;
производить расстановку фонда в соответствии с выделенными
возрастными категориями;
осуществлять регулярную сверку (не реже 2 раз в год) библиотечных
фондов с Федеральным списком экстремистских материалов;
информировать пользователей о видах предоставляемых услуг;
обеспечивать сохранность использования носителей информации;
повышать профессиональную квалификацию.

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение принимается Педагогическим советом школы и
подлежит обязательному утверждению директором школы.
7.2. Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения
директором школы.
7.3. Настоящее положение утрачивает силу, в случае принятия нового
положения с момента вступления его в силу.
7.4. В настоящее положение директором лицея, могут быть внесены
изменения и дополнения в установленном порядке.
7.5. Внесение изменений и дополнений в настоящее положение оформляется
приказом директора школы.
7.6. Дата вступления изменений и дополнений в силу определяется
директором школы и устанавливается в приказе о внесении изменений и
дополнений в положение о локальных актах.
7.7. Вопросы, не урегулированные в настоящем положении, подлежат
регулированию в соответствии с действующим законодательством РФ,
Уставом школы и иными локальными нормативными актами лицея.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».