МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск МАОУ "СОШ № 5 с УИОП" РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от 04.09.2023 г. №1 Руководитель ШМО _______/Кошевая Н.Ш./ СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР ________/Е.Л.Титова « 05» сентября 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ «СОШ № 5 с УИОП» ___________М.П.Ковалева « 15 » сентября 2023 г. № ____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Работа с историческими источниками информации» для обучающихся 10 – 11 классов Составитель Егорова Л.А. Первоуральск, 2023 Рабочая программа по предмету « Работа с историческими источниками » составлена на основе: 1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (в последней редакции от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» 2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 3. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности» Место курса в учебном плане. На курс «Работа с историческими источниками » учебным планом предусмотрено 34 учебных часа в 11 классе, по 1 часу в неделю. Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет учащимся познавать и исследовать многие интересные вопросы истории, которые выходят за рамки школьной программы. Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «Работа с историческими источниками » предполагает демократический стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности. Цель программы: формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач. развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма. Планируемые результаты По характеру реализации тип образовательной программы внеурочной деятельности относится к тематическим образовательным программам и направлена на получение результатов патриотического воспитания. В ходе реализации программы данного курса будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов третьего уровня: обучающиеся могут приобрести опыт: - исследовательской деятельности; - публичного выступления; - соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; - показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; - рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов, формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу. Воспитательный эффект: приобретение учащимися элементов опыта нравственного поведения и жизни. Личностные результаты: 1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания; 2) владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; 4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; 5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; 6) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии; 7) владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; 8) сформированность умений оценивать различные исторические версии. Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности Основными видами занятий являются работа практическая и самостоятельная работа обучаемых с историческими источниками, анализ исторических документов, обобщающее повторение выполнение творческих заданий и их защита перед аудиторией. Также, в ходе изучения курса, предполагаются следующие виды деятельности: Подготовка устных сообщений; защита обучаемыми перед аудиторией их собственных проектов; Интернет-поиск литературных источников по истории России; Устные сообщения обучаемых с последующей дискуссией; Содержание «История. Работа с документами » 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны. Мир в 1918–1938 гг. Мир в начале ХХ в. Развитие индустриального общества. Индустриальная цивилизация в начале XX века. Первая мировая война. 1914–1918 гг. Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств. Планы послевоенного устройства мира. Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг. Послевоенная стабилизация. 2. Вторая мировая война. 1939–1945 гг. Начало Второй мировой войны. Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Начало мировой войны в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских агрессоров в 1939–1941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в начальный период Второй мировой войны. Российское государство в XXв. 3. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого движения. Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. 4. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров. 5. Характер национальной политики большевиков и ее оценка. Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в национальных регионах. 6. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА: социальнополитические и национальные характеристики его контингента. Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры. 7. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Беларуссии. «Зимняя война. 8. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание партизанского движения. Людские и материальные потери. Изменение политической карты Европы. Тематическое планирование № пп 1. 2. 3. 4. 5. Тема 10 класс Международные отношения в 1900 – 1914 гг Первая мировая война. Причины и повод. Итоги. Война и социально - экономическое развитие государств Послевоенная система международных договоров. Версальско-вашингтонская система Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. «Великая депрессия». Реформы Ф. Рузвельта в США 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 Общественно-политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Международные отношения в 30-е гг. Вторая мировая война. Причины войны и планы участников Этапы боевых действий на фронтах Второй мировой войны. Итоги Второй мировой войны Мир и Россия в 1914 г. Социально-экономическое развитие России к 1914 г. Российская империя в Первой мировой войне Великая российская революция: февраль 1917 г. Кризисы Временного правительства Великая российская революция: октябрь 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков. 1 1 1 1 1 1 1 1 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Гражданская война Красный и белый террор: причины и масштабы Идеология и культура периода гражданской войны. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. Политическое развитие в 1920-е гг. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. «Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Политическая система СССР в 1930-е гг. Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 г. СССР накануне Великой Отечественной войны Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941—ноябрь 1942 гг.). Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Человек и война: единство фронта и тыла. Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 гг.). Народы СССР в борьбе с фашизмом Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы» Россия в период между 1917-1945 гг. Урал в первой половине XX века Урал в первой половине XX века Защита проекта Защита проекта Повторительно -обобщающее занятие Повторительно -обобщающее занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1