Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

рабочая программа работа с исотрическими источниками информации

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 5 с УИОП"
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 04.09.2023 г.
№1
Руководитель ШМО
_______/Кошевая Н.Ш./

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
________/Е.Л.Титова
« 05» сентября 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ «СОШ № 5 с УИОП»
___________М.П.Ковалева
« 15 » сентября 2023 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Работа с историческими источниками
информации»
для обучающихся 10 – 11 классов

Составитель Егорова Л.А.

Первоуральск, 2023

Рабочая программа по предмету « Работа с историческими источниками »
составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №
413 (в последней редакции от 29.06.2017) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
3. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 № 08-1211 «Об
использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»
Место курса в учебном плане.

На курс «Работа с историческими источниками » учебным планом предусмотрено 34
учебных часа в 11 классе, по 1 часу в неделю.
Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет учащимся
познавать и исследовать многие интересные вопросы истории, которые выходят за рамки
школьной программы.
Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «Работа с
историческими источниками » предполагает демократический стиль общения учителя и
учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению
основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной
деятельности.
Цель программы:

формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного
места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным
этапам развития российского государства и общества, а также современного образа
России.
Для
достижения
поставленных
целей
необходимо
решение
следующих
практических задач:
 освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов
философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять
историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и
аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам
истории;
 воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и
неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех
народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и
уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме,
милитаризма и пропаганды войны;
 формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе
осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса
над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся
полностью только в обществе и через общество;




овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами
исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как
основы решения исследовательских задач.
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного
подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма.

Планируемые результаты
По характеру реализации тип образовательной
программы внеурочной деятельности относится к тематическим образовательным
программам и направлена на получение результатов патриотического воспитания.
В ходе реализации программы данного курса будет обеспечено достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов третьего уровня: обучающиеся
могут
приобрести опыт:
- исследовательской деятельности;
- публичного выступления;
- соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических
источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том
числе
сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные
черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических
событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся с представителями различных социальных субъектов, формирование основ
российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие
нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического
здоровья,
позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Воспитательный эффект: приобретение учащимися элементов опыта нравственного
поведения и жизни.

Личностные результаты:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике,
методах исторического познания;
2) владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об
общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии
по исторической тематике;
6) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных
дисциплин, представлений об историографии;
7) владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
8) сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности
Основными видами занятий являются работа практическая и самостоятельная
работа обучаемых с историческими источниками, анализ исторических документов,
обобщающее повторение выполнение творческих заданий и их защита перед аудиторией.
Также, в ходе изучения курса, предполагаются следующие виды деятельности:
Подготовка устных сообщений; защита обучаемыми перед аудиторией их
собственных проектов;
Интернет-поиск литературных источников по истории России;
Устные сообщения обучаемых с последующей дискуссией;
Содержание
«История. Работа с документами »
1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны. Мир в 1918–1938 гг.
Мир в начале ХХ в. Развитие индустриального общества. Индустриальная цивилизация в
начале XX века. Первая мировая война. 1914–1918 гг. Факторы, повлиявшие на распад
империй после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств.
Планы послевоенного устройства мира. Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг.
Послевоенная стабилизация.
2. Вторая мировая война. 1939–1945 гг.
Начало Второй мировой войны. Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на
Польшу. Начало мировой войны в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции.
Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в Северной Африке и на Балканах.
Борьба Китая против японских агрессоров в 1939–1941 гг. Причины побед Германии и ее
союзников в начальный период Второй мировой войны.
Российское государство в XXв.
3. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти
большевиков и их победы в Гражданской войне.
Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия
модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как
национальная катастрофа. Идеология белого движения. Политика «военного
коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне.
4. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации,
коллективизации и преобразований в сфере культуры.
Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в
СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в
аграрно-индустриальную державу. Ужесточение цензуры. Воспитание интернационализма
и советского патриотизма. От обязательного начального образования – к массовой
средней школе. Создание новых научных центров.
5. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном
строительстве. Культурная революции и ее особенности в национальных регионах.
6. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и
единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА: социальнополитические и национальные характеристики его контингента. Органы госбезопасности
и их роль в поддержке диктатуры.
7. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза
международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии;
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Беларуссии. «Зимняя
война.
8. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм
воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание
партизанского движения. Людские и материальные потери. Изменение политической
карты Европы.

Тематическое планирование
№ пп
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
10 класс
Международные отношения в 1900 – 1914 гг
Первая мировая война. Причины и повод. Итоги.
Война и социально - экономическое развитие государств
Послевоенная система международных договоров.
Версальско-вашингтонская система
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. «Великая
депрессия». Реформы Ф. Рузвельта в США

6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1

Общественно-политический выбор стран Европы и США:
установление тоталитарных, авторитарных и либеральных
режимов. Международные отношения в 30-е гг.
Вторая мировая война. Причины войны и планы участников
Этапы боевых действий на фронтах Второй мировой войны.
Итоги Второй мировой войны
Мир и Россия в 1914 г. Социально-экономическое развитие
России к 1914 г.
Российская империя в Первой мировой войне
Великая российская революция: февраль 1917 г. Кризисы
Временного правительства

Великая российская революция: октябрь 1917 г. Первые
революционные преобразования большевиков.

1
1
1
1
1
1

1
1

15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Экономическая политика советской власти. Военный
коммунизм. Гражданская война
Красный и белый террор: причины и масштабы
Идеология и культура периода гражданской войны.
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.
Переход к нэпу. Экономика нэпа.
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
Политическое развитие в 1920-е гг. Международное
положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
«Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация
сельского хозяйства.
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е
гг.
СССР и мировое сообщество в 1929—1939 г.
СССР накануне Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны
(22 июня 1941—ноябрь 1942 гг.).
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного
перелома. Человек и война: единство фронта и тыла.
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной
перелом (ноябрь 1942—1943 гг.). Народы СССР в борьбе с
фашизмом
Третий период войны. Победа СССР в Великой
Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
Советская разведка и контрразведка в годы Великой
Отечественной войны
Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы»
Россия в период между 1917-1945 гг.
Урал в первой половине XX века
Урал в первой половине XX века
Защита проекта
Защита проекта
Повторительно -обобщающее занятие
Повторительно -обобщающее занятие

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».